Search This Blog

Tuesday, October 25, 2011

Статья "Глобальный Сырьевой Резерв и общий язык энергетической безопасности"

Расширил и углубил до статьи одноименный доклад на конференции "Энергетика XXI". Возможно теперь читателю будут понятны истоки этого решения, за которым, как мне представляется, не такое далекое будущее. Вопрос в том - чье, какой страны будущее?

Статья "Глобальный Сырьевой Резерв и общий язык энергетической безопасности".

Н. Л. Крячков
экономист; независимый эксперт, аккредитованный и уполномоченный Минюстом РФ на проведение экспертизы на коррупциогенность

Предысторией проекта "Глобальный Сырьевой Резерв" следует считать публикацию от 10.04.06 "Nonprofessional forecast" автора настоящей статьи в своем экспериментальном блоге (это было время экспериментов с различным программным обеспечением для блоггинга) с рассуждениями о параллелях исторической личности шотландца и французского финансиста XVIII века Джона Ло и денег, обслуживающих так называемые "неосязаемые активы" (intangibles) в экономике, основанной на знаниях. Прогнозировалось, что такие деньги могут создаваться авторами знаний и поглотить деньги, обслуживающие так называемые "осязаемые активы" (tangibles) из-за более быстрого роста первых. Этот прогноз вызвал интерес в американских кругах, позиционировавших себя как "Cultural Creatives". В диалоге они назвали несколько признаков подобного развития событий:

- индустриальная экономика находится на последней стадии своего развития;

- наблюдается двадцатилетний переходный период, называемый "творческая экономика, основанная на знаниях" (Creative Knowledge Economy);

- наблюдается начало сетевой экономики (Web/Networked Economy);

- впереди так называемая "молекулярная экономика", оформляющаяся в связи с развитием нанотехнологий.

Эти тенденции, по их мнению, должны быть в поле зрения разумных людей, поскольку будущие изменения зависят от их действий и их отношения к этому будущему.

Методология упомянутого прогноза основывалась на эффекте, ранее обнаруженном автором настоящей статьи в естественно-языковых текстах и названный как "текстовые вирусы". Дело в том, что в результате перевода текста на алгоритмоподобный язык структурированной по определенным вопросам последовательности формулировок действий, возможно выявить конечную вариативность или многозначность их понимания. Вариативность или многозначность понимания денег или деньгоподобных инструментов прошлого, настоящего и будущего также существует. Проблема в ее своевременном выявлении, в коррекции и в управлении развитием наиболее конкурентоспособным вариантом исходя из имеющихся ограничений. Примером подобного прогноза может быть предсказание автором настоящей статьи 04.05.08 возможности резервирование валют рисом и другими "natural money" (природными деньгами), о чем 09.03.09 сообщила пресса Таиланда.

Первым публичным представлением возможного проекта "Глобальный Сырьевой Резерв" следует считать публикацию 01.04.07 "Oil & Gas money" в блоге KnowledgePerson.com blog автора настоящей статьи. Речь шла о неком электронном эквиваленте запаса нефти и газа, который мог бы использоваться для товарообменных операций мировой торговли вне регулирования центробанков, а параллельно ему и вопросом — кто может думать об этом в России, Арабском мире, Венесуэле, США, ЕС? Обсуждение темы в созданной для обратной связи международной группе "Knowledge Persons" показало отсутствие вариативности понимания денег или им подобных инструментов для товарообмена у представителей кругов, близких к британскому журналу The Economist и их расчет на то, что такая вариативность понимания отсутствует в нефтегазовых кругах (орфография и пунктуация автора сообщения):

"also incidentally since you are mentioning oil and gas, exactly who might be the first trader of oil/gas; how would you convince such an owner that they might be beter off exchanging for goods?" (Christopher Macrae 01.04.07)

"If I understand correctly , the problem starts with owners of oil/gas saying they would be prepared to develop a long run exchnage market with another place if that place could offfer: make list of what peoples with oil/gas reserves need as an exchange

I don't see a big problem in coming up with ietms or places to match with; I am not aware that any owners of oil/gas are organisationally constituted to think like this

do you have a specific region and owner group of oil/gas in mind?" (Christopher Macrae 02.04.07)

Спустя четыре года, 13.04.11 в прессе появилась ссылка на слова Дж. Сороса о том, что доллар США будет замен евро, золотом, нефтью и другими товарами. Возможно это признак не только грядущего валютного многообразия, но и расширенного понимания денег как таковых, нежели только их кредитной конструкции.

В России привлечь определенное внимание к описываемой тенденции получилось в 2009 году после обсуждения с ректором Санкт-Петербургского государственного аграрного университета проф. В. А. Ефимовым весной 2009 года плана отказа от доллара и евро и перехода Запада к так называемой "природной денежной системе" согласно проекта Naturalmoney.org одного из членов группы "Knowledge Persons" (Bart Klein Ikink), в т.ч. и в случае чрезвычайной ситуации в США. Необходимо отметить, что сайт Naturalmoney.org появился 01.10.08, т. е. спустя пять месяцев после заметки "Rice and other natural money" от 04.05.08 в KnowledgePerson.com blog. 27.07.09 был подписан в печать Альманах Пушкинского центра аналитических исследований и прогнозирования "Ключ" со статьей В. А. Ефимова и Н. Л. Крячкова "Товарно обеспеченные беспроцентные средства платежа как первый шаг к внедрению наднациональной валюты", написанной по предложению проф. В. А. Ефимова. 08-09.10.09 тезисы доклада автора настоящей статьи "Глобальный Сырьевой Резерв и устойчивое сельское хозяйство" появились в Тезисах докладов 5-ой международной научной конференции Ирана и России по проблемам развития сельского хозяйства. В рамках "Энергодиалог Россия-ЕС" проф. В. А. Ефимов докладывал основные положения совместной статьи в Европейском парламенте на конференции "A Common Energy Platform - Basis of a Secure Future for Europe: Agenda for Russia and the European Union" 13-14.09.10.

В октябре 2011 года в группе "U.S. Government Relations & Public Affairs" в социально-деловой сети LinkedIn.com президент Американского республиканского исследовательского центра John Wayne Sitterley предложил к обсуждению статью "The Russian Renaissance". Речь там в т.ч. шла и об упреждающем создании, надо понимать в США, бездолговой валюты (Debt-Free Currency) и о сотрудничестве с Россией объединением военных группировок против исламского мира, поставок российских энергоресурсов из Сибири в США и Канаду.

Однако "природные деньги", т.е. их энергоресурсное обеспечение ограничено. Это обстоятельство актуализирует тему энергетической безопасности, в т.ч. и в связи с планами формирования армии США как сетевой структуры локальных подразделений по византийскому образцу, при необходимости вырастаемой до размеров конфликта. Считается, что такая структура армии адекватна финансовой системе, в основе которой так называемые "природные деньги" (natural money).

Планируемая конвергенция Запада и России по восточно-римскому (византийскому) образцу оставляет открытым вопрос — следует ли делать "природные деньги" именно деньгами в правовом отношении или это может быть параллельная конструкция, допустимая, например, в российском гражданском законодательстве в главе 31 "Мена"? Ответ на такой вопрос требует уточнения основных понятий языка энергетической безопасности.

Одной из причин, ведущих к проблематичности любого диалога между партнерами, является несоответствие содержания основных понятий языка диалога. В диалоге об энергетической безопасности это несоответствие между понятиями "ограниченность запасов энергетических ресурсов" и "экономический рост", который основывается на кредитной конструкции денег и, поэтому, на бесконечности кредитной экспансии во времени и пространстве планеты Земля. Это не следует путать с положениями книги 1972 года "The Limits to Growth" (Пределы роста), известной по деятельности Римского клуба, в которой конечность ресурсов сопоставлялась с ростом народонаселения, а не денежного капитала.

Несоответствие понятий "ограниченность запасов энергетических ресурсов" и "экономический рост" было не всегда. Например, в европейском средневековье, когда в обществе и экономике начали доминировать кредитные отношения (произошло религиозное оправдание долга и процентов по нему) естественно-научные представления о запасах Земли были далеки от современных. Нехватка ресурсов в одном регионе решалась экспансией в другой. Конца этому не было тогда видно. Существует представление, что реформы Петра I по европейскому образцу могли быть обусловлены нехваткой леса для производства древесного угля в Европе и достижением технологического предела в производстве железа пока технология использования каменного угля не была готова. Такая технологическая пауза на фоне отсутствия леса была чревата финансово-экономическими потрясениями для Европы. Культурно-управленческая экспансия Европы в Россию, имеющую лес и руду, была обусловлена модернизационными потребностями Европы и необходимостью остановить гегемонизм Швеции, также имеющей лес и руду и далекой от демократии.

Со временем, геология, география, физика и другие естественные науки стали развиваться в русле фактологии, тогда как, например, экономика, как ни странно, осталась в русле догматики, восходящей к христианской (догмат - греч. δόγμα — мнение, решение, постановление). В связи с этим возможно говорить о коррупции понятийного инварианта "пространство" в языке энергетической безопасности (Corrupt/Испорченный - 1. Open to or involving bribery or other dishonest practices/Открытый для взяточничества или вовлекающий в него и другие нечестные практики; Example/Пример: corrupt practices/испорченные практики. 2. Morally depraved/Морально развращенный. 3. (Of a text or data/Текст и данные) Made unreliable by errors or alterations/Сделанный ненадежным ошибками и изменениями).

Это привело:

а) к многообразию и запутанности форм геополитических конструкций — Европа (до Урала), ЕС, НАТО, Россия в Европе и Азии, Евразия, ОПЕК, ВТО, Энергетическая хартия … и, следовательно, к увеличению рисков политико-экономической конфронтации, включая вооруженную;

б) к проблематичности моделирования и управления глобальной энергетикой.

Проблема состоит в том, как устранить коррупцию понятийного инварианта "пространство" для обеспечения соответствия политико-экономической и естественно-научной составляющих языка энергетической безопасности? Иначе говоря, как обеспечить однозначность диалога и на этой основе выполнимость принятых по итогам диалога решений?

Если мы не можем отменить ограниченность запасов энергетических ресурсов, то не логично было бы обратить внимание на необходимость и возможность нормализации понимания "экономического роста" как бесконечного? Если да, то это возможно было бы сделать, придав некой доступной части запасов энергетических ресурсов дополнительной (к потребительской) ценности как 100% обеспечения безинфляционного менового инструмента мировой торговли. К энергетическим ресурсам следует добавить зерно как вторичный энергетический ресурс для людей, учитывая:

- планы США по созданию "OGEC" (Organization of Grain Exporting Countries — Организации стран-экспортеров зерна) в составе США, Аргентины, Австралии, Бразилии как инструмента противодействия ОПЕК;

- неуправляемой инфляцией по продовольствию в Саудовской Аравии и инвестированием там в строительство инфраструктуры хранения основных продуктов питания;

- идеи зернового ОПЕК в России и рисового ОПЕК в Индокитае;

- создание Южно-Азиатской Ассоциацией Региональной Кооперации в составе Афганистана, Бангладеш, Бутана, Индии, Мальдив, Непала, Пакистана и Шри-Ланки рисового резерва - продовольственного банка (The SAARC Food Bank), доли в котором оцениваются не в деньгах, а в тоннах продовольственного зерна.

Ограниченными становятся и энергетические ресурсы (с зерном), и меновой инструмент мировой торговли такими ресурсами обеспеченный.

Институциализировать дополнительную ценность запасов энергетических ресурсов и зерна можно было бы в Глобальном Сырьевом Резерве. Глобальный Сырьевой Резерв мог бы начать бесконфликтно нормализовывать и регулировать региональные и глобальные торгово-экономические процессы, т.к. договоры мены могут совершаться параллельно банковским операциям. Хозяйствующие субъекты и страны могли бы иметь выбор формы экономического взаимодействия в духе плюрализма.

Геополитические конструкции были бы адекватны естественным ограничениям планеты Земля как и энергетическая безопасность населяющих ее людей. Это становится достижимым, если устраняется коррупция понятийного инварианта "пространство" и язык энергетической безопасности становится общим языком.

Создание Глобального Сырьевого Резерва в России было бы геополитически логично, особенно в связи с интеграционными процессами на пост-советском пространстве. Однако, если в качестве основы рассматривать зерно, то в России в связи с приватизацией, износом оборудования и хроническим недофинансированием отсутствует горизонтально интегрированная отечественная сетевая инфраструктура хранения зерна под единым управлением, связанная транспортными путями и не ориентированная на экспорт. Так, например, две трети мощностей хранения зерна в России не являются элеваторами. Значение незамедлительного создания такой инфраструктуры в России невозможно переоценить. В противном случае общий язык энергетической безопасности потеряет свою материальную основу и Россия может окончательно утратить перспективу создания Глобального Сырьевого Резерва, а ее ресурсы могут быть освоены геополитическими конкурентами — ЕС, Китаем, США.

No comments:

Text Link Ads