Статья для "КМ журнала", на которую он не отреагировал: "О несостоявшемся проекте "Капитал здоровья""
К настоящему времени это не вызвало ничего кроме тишины из недр рупора управления знаниями.
После отправки письма у меня была возможность посетить в Социологическом институте РАН встречу с акад. Аганбегяном, посвященную демографии и здравоохранению и лично задать ему вопрос - заслуживает ли внимание капитализация здоровья (вкратце я изложил ему как я это вижу). Г-н Аганбегян ответил, что заслуживает, но компенсацию за труды по поддержанию личного здоровья гражданина он считает нужно осуществлять страховкой и объяснил некоторые подробность, т.е. деньги оставлять банкирам, с чем я конечно же не согласен. Ведь если здоровье - это капитал, то речь просто идет о доходе на этот капитал. Тратить ли этот доход на страхование - дело хозяйское.
Итак, статья.
"О несостоявшемся проекте "Капитал здоровья""
Некоторый диссонанс, происходящий из наблюдения за новостями (занятная забота властей о здравоохранении за счёт несуществующей в наше время категории граждан — так называемых «тунеядцев», которым прощается подоходный налог, но вменяются взносы на медицину) и многолетнего личного опыта занятий спортом (легкоатлетический бег), побудил меня вспомнить о проекте «Капитал здоровья».
Времени прошло много — более 15 лет. Попытки реализовать проект длились лет 10. Тогда в РФ не было такого внимания к знаниевой тематике, но тот проект мог бы быть некой практической предпосылкой к практике капитализации знаний и формированию человеческого капитала как объединения капиталов здоровья и знаний.
Сразу оговорюсь, в то время я не подозревал о существовании КМ и не знал о статье М. Гроссмана 1972 года (Grossman M. On the Concept of Health Capital and the Demand for Health // Journal of Political Economy) о концепте «капитал здоровья», который, как я понимаю, определялся как запас времени, в течение которого человек может производительно применять свои знания. Связь здоровья со знаниями очевидна даже если вспомнить поговорку «в здоровом теле здоровый дух». Однако, вопрос как измерить «капитал здоровья» в моём проекте имел другой ответ.
Наверное во все времена было очевидно, что здоровье требует неких вложений, хотя бы в профессиональную беговую обувь и экипировку, а вот как такие вложения могли бы возвращаться было изложено в Налоговом кодексе РФ, но изложено непонятно. Эта непонятность усугублялась тем, что вкладываешь в некие условия собственного оздоровления, но у тебя продолжают изымать заработанное наравне с теми, кто ничего не вкладывает, имеет проблемы со здоровьем, а то ещё и усугубляет их соответствующим образом жизни. Теперь вот такое двойное «налогообложение» предлагается сделать тройным — человек платил, платил, а в какой-то момент не смог и сделанные ранее платежи в бюджет не засчитываются. Где эти деньги, если человек не пользовался государственной медициной?.. У кого оказался доход на этот капитал?..
Проходя как-то в конце 1990-х годов по Литейному проспекту в Санкт-Петербурге мимо консультационного пункта Налоговой инспекции, я решил туда зайти и задать простой вопрос о порядке осуществления изложенного в Налоговом кодексе. Налоговики ответили, что законодатель порядка и размера компенсаций занимающимся физической культурой и спортом не определил.
Несколько позже это нашло отражение в моей статье «Текст, цивилизация и текстовые вирусы в науке и практике» 2002 года:
«Люди, работающие над решением проблемы денежной оценки (капитализации) знаний, не учитывают того факта, что если знания создаются в головах людей и применяются людьми, то, прежде всего, необходимо обеспечить минимальный уровень состояния здоровья этих людей, выраженный не в количестве врачей, больничных коек или стадионов на душу населения, а в медицинских характеристиках изменения состояния здоровья каждого человека, систематически занимающегося физическими упражнениями во избежание деградации. Соответствующие денежные расходы возможно пронормировать и выразить в цифрах. Российское налоговое законодательство позволяет уменьшать налогооблагаемую базу по фонду заработной платы на величину этих расходов и по нормам финансировать занимающемуся его расходы. В результате появляется возможность превращения здоровья в капитал и его учёта при определении стоимости организации, пока соответствующий работник её не покинул и не унёс свой капитал здоровья с собой. Производственные и социальные отношения при этом изменятся. Кто захочет нести двойные расходы, т.е., платя налоги, финансировать лечение лиц, растрачивающих своё здоровье, и тратить средства на собственное занятие физическими упражнениями?
Капитализация здоровья позволит каждому, занимающемуся физическими упражнениями, заново научиться осмысливать и интегрировать в своем сознании множество сведений, необходимых для выполнения двигательных действий по перемещению своего тела без технических средств, что было утрачено при переходе на сидячий образ жизни в связи с распространением текстов по мере эволюции цивилизации. Управление собственным передвижением без технических средств на протяжении всей своей жизни предполагает соответствующую взаимосвязь понятий, речь и опять текст, но уже в ограничениях необходимости сохранения и укрепления собственного здоровья (приумножения собственного капитала здоровья). Такие люди наиболее подготовлены для работы с информацией и знаниями, т.к. они воспринимают мир в терминах действий (воспринимать объект – это значит видеть, что с ним или по отношению к нему можно сделать) (19) и будут понимать, что замусоренные формулировки не позволяют действия осуществить. Единицей содержания текста следует считать формулировку действия.
Капитал здоровья добавит определённости в оценку капитала знаний, и необоснованная величина между бухгалтерской и рыночной стоимостью организации уменьшится. Дальнейшее её уменьшение связано с анализом и нормализацией текстов на основе новой научной методологии. Само существование капитала как общественного отношения связано с тем, что кто-то знает, а кто-то нет и не может без этого обойтись.»
Начались практические действия по формулированию проекта и его продвижению в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, т. к. достаточно было регионального нормативного акта о порядке и размере компенсации занимающимся физкультурой и имеющим периодически подтверждённое медкомиссией здоровье.
Не буду занимать Ваше внимание описанием этого «сизифова труда». Вы сами можете попробовать это прочувствовать, предложив что либо государству даже безвозмездно. Один из вице-губернаторов Ленинградской области на личной встрече объяснил, что без указаний сверху они ничего делать не будут. Это был полезный опыт первой попытки реализовать проект.
Что было сделано по проекту?
Была предложена формулировка:
«Капитал здоровья – это периодически оцениваемое в деньгах здоровье человека, приносящее ему доход в связи с осуществлением социально-экономической деятельности. Из индивидуальных капиталов здоровья складывается капитал здоровья предприятий, организаций, территорий и России в целом.
Источником капитала здоровья является деятельность человека по профилактике собственной заболеваемости, укреплению здоровья средствами физических упражнений.
Эта деятельность может быть компенсирована:
1. Из себестоимости продукции (для экономически активных граждан);
2. Из бюджета Санкт-Петербурга (для учащихся и пенсионеров);
3. Из федерального бюджета (для военнослужащих и приравненных к ним лиц).»
Приводилось законодательное обоснование проекта. Давался также расчёт компенсации работнику исходя из действовавших тогда налоговых ставок (по-простому: работаешь, профилактируешь заболеваемость физкультурой, подтверждаешь здоровье медицинским обследованием — получаешь дополнительный доход, который обычно уходит в бюджет). Показывалось как это может быть организовано. Был сформулирован проект закона Санкт-Петербурга «О капитале здоровья» и социально-экономические результаты принятия и исполнения этого закона:
«1. Узаконивание и стимулирование окупаемых инвестиций граждан в собственный капитал здоровья и, соответственно, в капитал здоровья предприятий, организаций, Санкт-Петербурга и России;
2. Укрепление института семьи, формирование здорового поколения и профилактика правонарушений;
3. Повышение физической готовности личного состава вооруженных сил России;
4. Рост капитализации отечественных предприятий за счет капитала здоровья;
5. Социально-экономическое оздоровление структуры капитала отечественных предприятий за счет капитала здоровья, принадлежащего гражданам России;
6. Формирование здорового среднего класса как деятельных собственников капитала здоровья.
7. Привлекательность Санкт-Петербурга как место регистрации и перерегистрации предприятий из других субъектов федерации, ближнего и дальнего зарубежья, что равносильно деятельности по привлечению инвестиций в Санкт-Петербург;
8. Привлекательность Санкт-Петербурга как центра укрупнения близлежащих регионов;
9. Мировое лидерство России в построении здорового конкурентоспособного инновационного общества, основанного на передовых правовых, естественно-научных и социальных знаниях.»
В связи с этим один из высокопоставленных политических деятелей Санкт-Петербурга высказал замечательную мысль, что при таком подходе мы будем точно знать сколько у нас здоровых, которые могут о своём здоровье позаботиться сами средствами профилактики заболеваемости, а сколько больных и на ком следует сконцентрировать внимание государства, что бы им помочь, но не за счёт тех, кто может позаботиться о себе самостоятельно.
Эти беседы и политические консультации послужили основанием для второй попытки реализовать проект. План был хитрый, но, как часто бывает, наткнулся на «человеческий фактор».
Уже точно не помню, но в тот год либо формировался кадровый состав Министерства спорта РФ, либо уже это формирование завершилось. В общем, директор одного из департаментов министерства после соответствующих переговоров с инициативной проектной группой согласился подписать у министра письмо губернатору о проекте, а в Санкт-Петербурге предполагалось получить соответствующую резолюцию губернатора и необходимую роспись на исполнение, включая законодательную инициативу как петербургский эксперимент. Однако, директор департамента обещанного не сделал и никак не объяснился.
Началась эра великих спортивных строек с бездонным бюджетом, допинговых скандалов с наказанием невиновных российских легкоатлетов, проблем страховой медицины и воспоминаний о будущем ГТО.
На днях новости сообщили: «Биатлонисты РФ Лапшин и Аввакумова могут получить гражданство Южной Кореи» и дело вряд ли закончится только биатлонистами, а по радио раздаются голоса медиков о том, что лёгкие — единственный орган человека, который развивается только к 30 годам и наиболее важными для этого видами спорта являются лёгкая атлетика, лыжи, плавание. Поэтому, мол, и начали с наказания невиновных российских легкоатлетов бессрочной дисквалификацией, т. к. для плавания нужны бассейны, для лыж трассы, а бегать можно везде и международно-соревновательная бесперспективность бега — удар по перспективам здоровья в РФ. Таково мнение специалистов.
Как видите, внутренние стимулы капитализации здоровья выстроить в нашей стране не удалось. К этому закономерно добавились внешние ограничения. Многие из тех, кто составлял ту инициативную группу и имел определённый политический вес, уже не у дел и к этому не вернутся. Опыт же, пусть и отрицательный, он остался.
Теперь силюсь представить выходящих на сдачу норм ГТО менеджеров Газпрома, Лукойла, Росатома, Сбербанка и других корпораций, их членские книжки с отметками о добровольной уплате взносов в одноимённые физкультурно-спортивные общества.
- Газпром бежит?
- Все бегут!
- Куда?..
Николай Крячков
Эксперт РАН
Санкт-Петербург
Джентльмены Удачи 'А что, Динамо бежит Все бегут'