Search This Blog

Wednesday, December 05, 2018

Умер писатель Битов. Набил бы ли он физиономию писателю Андрюшкину?

"Написать бы книгу – без композиции, без языка, без всех этих фокусов…
Ведь есть же что-то самое важное. Главное, так сказать. Все остальное –
так, смазка, чтобы легче проходило. Как бы обойтись без этого, оставив
самую суть?.. И самое смешное – допустим, это начало такой книги, то,
что я пишу, что вот я собрался и начал, – самое смешное, что будешь писать,
напишешь – и окажется и композиция, и язык (развязка, завязка, метафора) –
и вся литература налицо. Если книга получится, конечно…"

(Андрей Битов "Аптекарский остров")

Недавно сообщили, что умер русский писатель Андрей Битов - ""Быть свободным и не оглядываться". Почему стоит читать и перечитывать Андрея Битова".

Впервые о Битове я услышал от дальнего родственника, когда он сообщил мне, что мои художественные сочинения похожи по стилистике на сочинения Битова. Это мне не о чем не говорило тогда и я не удосужился почитать Битова. Теперь же в связи с его кончиной я нашел "Аптекарский остров" и прочитал совсем немного. Стиль, на мой взгляд, несколько колючий и скорее ленинградский, нежели петербургский, а вот мысль в цитате, которую я вынес в эпиграф настоящей заметки мне очень близка.

В свое время, когда я писал диссертацию, меня забодали "целью - предметом - объектом - методом" исследования. Казалось, что без указания пальцем в "предмет" исследования "товарищи ученые доценты с кандидатами" ничего не поймут. Иначе говоря, предмет исследования может быть, но его могут не разглядеть или предмета исследования может и не быть, но пункт такой с какими-то словами должен быть и именно пункт с какими-то словами - обязательный признак научности. Позже такая же ерунда приключилась со мной в Доме писателя, в котором меня критиковали за, как они считали, беспредметность моих сочинений, попирающих единственно верное структурное единство завязки, основной мысли и развязки (кажется так это называется). Указывать пальцем на предмет сочинения и его структурные особенности оказалось занятием бессмысленным - понимать ничего не хотели или не могли, но почему-то затягивали в Союз писателей России меня, который, как сказал г-н Скоков - писатель, член Высшего творческого совета СП России, что, дескать, я, в обход государства за свой счет издал красиво оформленную книжку "Призрачное собрание" с пустыми страницами. Почему с пустыми он не уточнил и подаренную книжку мне не вернул, но на писательские конференции меня приглашал, а оттуда дорога в Союз писателей России. Что им надо от меня я так и не понял и с Домом писателя попрощался. В общем, дело это уже прошлое.

Но вот недавно, еще до кончины Битова, я случайно набрел на ноябрьскую с. г. статью г-на Андрюшкина "Неполное безумие Андрея Битова" с характерной структурой от "Необычный сумасшедший" до "Политическое послесловие", напоминающей ностальгию по партсобраниям с выволочками, политическими выводами и воспоминаниями о будущем карательной психиатрии самозванного доктора. И это при том, что писатель Битов был на свободе, его книги можно запросто купить в книжных магазинах. В чем был смысл шельмования и, как теперь понятно, добивания старика, который уже не мог дать сдачи?



Все это привлекло мое внимание, т.к. я был знаком с г-ном Андрюшкиным. Нас познакомил писатель Юрий Серб (Г. А. Лебедев). Познакомил как-то незаметно. Так же незаметно меня в свое время познакомили с самим г-ном Лебедевым. Это было на каком-то мероприятии и мне запомнилась сцена как один полковник что-то уж очень суетится перед г-ном Лебедевым. Неужто г-н Лебедев генерал? Впрочем, черт разберет их субординацию...


(Писатели Андрюшкин (слева) и Лебедев (справа))

Г-н Андрюшкин возрастом около 60 лет, по образованию переводчик с английского, знает также арабский и персидский. С последнего переводит иранских авторов. Его с соавтором книгу представляли в МО РФ.



Он член СП России, считает себя русским православным патриотом, якобы одно время жил в США, но что-то там не получилось и он вернулся домой. В общем, он не чудак с улицы, а вполне себе при деле.

Что же это за дела?

Прошло какое-то время и по инициативе г-на Андрюшкина у меня состоялся с ним разговор, для которого он пригласил меня в Макдональдс. За пластиковым столом с мокрыми разводами от тряпки и за картонной коробкой чая (так там чай подают) он посетовал на свои финансовые проблемы, сказав, что собирается поехать заняться бизнесом в Ливан и приглашает меня с собой. Я смотрел на его блуждающие по столу глаза и не мог взять в толк: это он сам придумал и излагает мало знакомому человеку или кто-то заставил его это мне излагать? Сейчас видно, что он никуда не поехал, но тогда я даже восхитился его замаху! Нет, каково - я и Ливан?! Как можно вежливее попробовал ему пояснить, что понимаю его трудности, но компанию ему не составлю, т.к. бизнесом не занимаюсь и в Ливан даже на экскурсию не поеду, на что получил прямой ответ: "А придется..."

Потом был еще разговор по телефону, г-н Андрюшкин звонил и прошелся по всему комплексу характеристик моей личности. Дескать, своим микророманом "#Петропавлович" я веду какую-то атаку, не только специально пренебрегаю орфографией и пунктуацией (в черновике), но и делаю это потому, что я не русский, а еврей. В то же время, г-на Андрюшкина не удовлетворяло мое поведение в части нежелания обивать пороги литературных журналов и издательств. Как это совместить? Теперь вот Битов у него "необычный сумасшедший".

Про еврея - это была новость. Нашел выступление г-на Андрюшкина по теме. Помягче.

НРП коротко 26.09.2018



Ранее один большевик за мою книгу "Аксиоматика политической экономии без процента" обвинил меня в фашизме (пунктик о проценте) и шизофрении (тоже своего рода доктор). Надо понимать, "пунктик о проценте" это с намеком на антисиметизм (см. "Гнилой "помидор" от большевика и плоды психологии"). Еще ранее когда американская сеть LinkedIn не была заблокирована в РФ в одной из дискуссий с американцами зашла речь о вторжении в Россию я им сказал, что если они к нам двинут, то им тут начистят одно место с Путиным или без Путина - без разницы. Тогда американец назвал меня русским националистом. Так вы, господа, как-то определитесь кто я такой...

Кстати, про LinkedIn. После приглашения г-на Андрюшкина заняться бизнесом в Ливане из американского LinkedIn как по команде мне стали поступать приглашения наладить контакты от иранских бизнесменов. Но я ведь прежде все однозначно г-ну Андрюшкину объяснил...

Теперь про литературу. Битова, повторюсь, я не читал. А вот у Андрюшкина прочитал роман "Банкир" и статью "Державин как этнополитик" (сборник "Серебряный голубь России - 2016", с. 347).

Роман "Банкир" любопытный, структура классическая, художественного, на мой взгляд, мало - если только в части вымысла, но как отражение определенной эпохи и характера отношений любопытен. Можно было бы какой-нибудь сериал снять...

А вот статья "Державин как этнополитик", на мой взгляд, это попытка подогнать исторический материал под определенные идеологические установки. Как и со статьей о Битове.

История была о том, что по указанию Александра I Державин отправился в Белоруссию наводить порядок. Кроме тог, что у Державина, если правильно помню, были собственные хозяйственные интересы в Белоруссии, тамошние евреи производили паленую водку, спаивали белорусских крестьян и навязывали им и вроде даже как шляхте кабальные кредитные договоры. Державин поехал и разбирался с этим, из чего г-н Андрюшкин сделал вывод именно об этнической стороне конфликта. Это довольно странно, т.к. задолго до этого Романовы учредили дворянские банки, в результате чего к середине ХIХ века дворянство оказалось в долговой кабале, а российские финансы были расстроены. Последствия вылились в перевороты 1917 года. Но Романовы, как известно, не были евреями. Так что картина в описании г-на Андрюшкина выглядит лукавой, мягко говоря. Вообще, придавать исторически ложную этническую окраску ростовщичеству, это показывать свою заинтересованность в уходе от собственно проблемы ростовщичества, его безнравственной и политической сторон. Бесплодная дискуссия почвенников XIX века кто царь или международные банкиры должны владеть процентом привела, в итоге, волею большевиков к ЦБ как органу власти в РФ, претендующему на персональные данные, непогашенному колоссальному внутреннему долгу государства перед народом и т.п.

Теперь виноват якобы Битов. Как говорится, держи вора. Ибо не будучи политиком он высказался о Крыме, а тоже не политик Андрюшкин в "Политическом послесловии" обращает внимание на "формулировки Битова с юридической точки зрения".

А что слова Битова "Но все-таки Крым для меня всегда оставался русским, связанным с Чеховым, с Коктебелем, с моим первым морем в жизни, которое я увидел в 1946 году" значат с юридической точки зрения как и то, что он считает СССР и РФ империей? Ничего кроме личного мнения. Какая империя? Это со взятой на вооружение политэкономией Британской империи? В этом смысле и США не империя. Там даже языка собственного нет, но зато много римских символов. Что бы никто не догадался...

Насколько понял, когда недосягаемость чужого, очень индивидуального и притом признанного стиля не дает писателю покоя, бесы овладевают душой, притягивая и как бы психиатрию, и как бы политику.

Давно ли исповедовался г-н Андрюшкин и набил бы ли писатель Битов ему физиономию?

No comments:

Text Link Ads