Search This Blog

Saturday, March 14, 2009

Между планом и рынком

Если между кредитными деньгами и бартером может быть Глобальный сырьевой резерв, то между планом и рынком может быть Госпроект.

Чтобы понять что это такое, полезно обратиться к статье Сергея Чернышева "План спасает рынок":

"Парадокс в том, что и сырье, и энергия, и прочие натуральные ингредиенты, которые нужны для бесперебойного функционирования производственных цепочек, в стране имеются. Для производства и распределения всего достаточно. Бастует система обмена".

Да не в обмене дело. Дело в двойственности нынешней конструкции денег - и для расчетов, и для кредитов. Кредитная функция доминирует и определяет порядок запуска в экономику денег за ссудный процент. Но деньги нужны и для расчетов. Может следует разделить кредитные и расчетные деньги? Если банкир не получает должный процент, то никакая экономика ему не нужна. Отношения же в экономике построены так, что соединить имеющиеся в экономике ингредиенты без банкира считается невозможным. Видимо поэтому в прогнозе "Германия 2020" лишь 15% созданной стоимости за счет "проектной экономики" ожидается в 2020 году. В 2007 "проектная экономика" дала 2% созданной стоимости.

"Берем производственную цепочку, которая заканчивается сборкой-производством того, что можно съесть или продать за валюту. Движемся по ней в обратном направлении от конечного продукта, пока не доходим до всех видов нужных производств, сырья и комплектующих изделий, которые в стране имеются в натуре. Собираем их собственников и строго говорим, что – в силу революционной целесообразности и для их же блага – они вкупе с ресурсами объединяются в предпринимательский колхоз. Причем работа начинается немедленно, а справедливая плата поступит потом, по завершении проекта, когда его продукт попадет на потребительский рынок. На всем же протяжении проекта его участники будут получать только оклад согласно штатному расписанию, а между собой обмениваться в натуральных показателях. Поэтому потребность в денежных средствах сразу падает в десятки, а то и сотни раз".

Строить и объединять в колхозы нет необходимости до выяснения какие проекты люди могут начать. Вы знаете кто может иметь представление обо всех необходимых в обществе проектах? Я нет. Поэтому следует дать возможность людям (всем этим изобретателям, кто годами работали в стол и не нашли инвесторов), предприятиям объединяться в проекты, вносить туда свои интеллектуальные и материальные ресурсы, создать продукт, продать его и поделить результат согласно ранее заключенного договора. Писал об этом в "Об истории экономики знаний в России". Государство может и должно либо участвовать в ряде проектов, либо начать их для удовлетворения государственных нужд.

Госпроект необходим для учета таких проектов, обучения и консультирования участников проектов, определения необходимости государственного участия, оценки конкурентоспособности проектов и потребности экономики в деньгах (кредитных или обеспеченных товаром).

Главное препятствие в проектном деле - социальное. Людей воспитывают в догмах рыночной войны друг с другом. Главным выгодоприобретателем от такого социального дарвинизма является глобальная банковская сеть. Но по своему скромному опыту преподавания "Совместного самоконсультирования и управления проектами" могу сказать, что объяснив альтернативу зависимости от денежных инвестиций, люди понимают о чем речь и оживляются.

Собственно об этом и был задуман проект KnowledgePerson.com. Пусть Вас не смущает его англоязычность. Необходимо было проверить метод глобально.

А вот как управление проектами может осуществляться на практике (не путать со специальностью project management, т.к. метод должен быть доступен каждому):

1. Проектной группой формируется таблица о том, кто, что ... знает о проекте. В такой таблице отражаются изменения знаний о проекте и те, кто этими знаниями обладает.

2. Проектной группой формируется таблица изменения конкурентоспособности проекта. Там вопросы сгруппированы в разделах "приток", "отток (затраты)", "результаты (приток минус отток)". Вопросам поставлены в соответствие документы, на основании которых происходит плановое и фактическое движение денег, учитываемое нарастающими итогами по притоку, оттоку и результату. Затем на основании данных нарастающих итогов строятся кривые конкурентоспособности.



По кривым из этих трех базовых вариантов - 1) проект утрачивает конкурентоспособность, 2) проект рискует не перейти на новую кривую, 3) проект переходит на новую кривую до достижения пределов развития - осуществляется управление. Из точки на кривой выходим на дату проблемы, документ, людей и оперативно вносим коррективы. Лучше это проверить на плановых цифрах.

Но все это выглядит так, если часть знаний о проекте сгруппированы в его затратной части, т.е. факторы производства покупаются (кто, чем, из чего, где ... делает). А для этого необходимы денежные инвестиции, т.е. банкиры и ссудный процент.

Чем больше вопросов мы выведем в результатную часть, тем меньше потребность в банкирах. Участники проекта оформляются в "плоскую" организацию с равными правами получить свою долю в результате. Для марксистского противоречия между трудом и капиталом не остается места. Производственные отношения оздоравливаются вместе с отношениями обмена, т.к. при наличии товарно обеспеченных средств обмена (зерном, нефтью, газом ...) необходимо и достаточно заниматься содержанием проекта, а не манипулированием процентами и залогами собственности. Бессмысленно говорить о собственности на проект.

В предельном варианте, т.е. при нулевой (в деньгах) расходной части проекта, речь может идти о том или ином положительном значении результата проекта. Представьте себе соответствующий график. Важно иметь правильный и надежный измеритель - определенная необходимым товаром конструкция денег. Кредитные деньги дискредитировали себя как универсальная мера стоимости. Они стали мерой алчности, но к поддержанию жизнедеятельности страны и ее развитию это не имеет отношения.

Итак, Глобальный сырьевой резерв и Госпроект могут быть взаимосвязанными управленческими институтами налаживания дел в стране, задействования любого знающего гражданина, если он что-то может привнести в необходимый проект и получить свою достойную долю в его результатах. Примечательно в связи с этим назначение Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии в трактовке его главы графа А. Х. Бенкендорфа:

"утверждение благосостояния и спокойствия всех в России сословий, восстановление правосудия ... следить за могущими произойти беспорядками и злоупотреблениями во всех частях управления и во всех состояниях и местах; наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью или преобладанием сильных или пагубным направлением людей злоумышленных ...".

Это и к глобализации по-русски может иметь отношение, т.к. новые земли в составе России были не колониями, а полноправными участниками общего дела.