Search This Blog

Friday, October 04, 2019

Памяти Бернара Лиетара

Недавно с одним знакомым поговорили о моей книге "Аксиоматика политической экономии без процента" и я вспомнил о г-не Лиетаре. Зашел на его сайт, а там объявление о его кончине...

Бернар Лиетар - бельгийский центробанкир, один из отцов Евро, автор проекта частной надгосударственной бездолговой валюты "Terra" и экономический писатель.

Наверное прошло уже около 15 лет когда я впервые о нем узнал. Эта была дискуссия по переписке и один англичанин в ответ на какую-то мою экономическую тираду предложил меня познакомить с г-ном Лиетаром. Я отказался, т.к. не считал себя подготовленным к такому знакомству и тогда в моем экономическом багаже не было всего того, что я наработал к сегодняшнему дню. Но англичанин, видимо, почувствовал потенциал...

Возможно я зря отказался, было бы с кем поспорить. Обычно кажется, что впереди много времени, но однажды узнаешь, что человека уже нет... К сожалению, люди неизбежно уходят и область знания, которую я условно отнес бы к "бездолговой экономике", потеряла одного из значительных представителей. Да и центров такого знания в мире раз два и обчелся.

Бернар Лиетар про природу денег | PROРАЗВИТИЕ



Что я мог бы отметить в его взглядах?

Согласен, что функции денег вместе не работают и главное это обмен, см. что я писал в 2010 г. в "Блаженный Августин и функции денег".

Согласен, что деньги (долговая валюта) разобщают людей. Добавлю: поскольку политэкономия - наука об отношениях людей в процессе создания товаров и их последующего использования, другой тип валюты (бездолговой) порождает отношения сотрудничества. Или в отношениях сотрудничества и взаимопомощи долговая валюта неуместна. Этому посвящена моя "Аксиоматика политической экономии без процента".

Что касается корзины природных ресурсов, обеспечивающих его валюту "Terra", то, насколько помню, в ее описании не было исчерпывающего списка ресурсов, правил установления соотношения между ним, а некоторые ресурсы могли быть представлены биржевыми контрактами, а не ресурсами как таковыми. В свое время, я высказывал предположение, что закрыть этот пробел можно только после постановке под глобальный контроль всех стран-ресурсодержателей и если, например, с Украиной в этом отношении все ясно, с РФ почти тоже ясно (пока лишь в идейном плане), то с США нет, о чем надо сказать ниже. На мой взгляд, теоретической основой валюты "Terra" являются взгляды Нобелевского лауреата 1974 г. Фридриха фон Хайека. А критицизм г-на Лиетара вполне системный.

Кстати, о РФ. Наш университетский официоз г-на Лиетара осторожно привечал. Причиной тому исторически сложившаяся ориентированность российских держателей дискуссионных площадок на тех, кто являлся друзьями г-на Лиетара - представителей и почитателей Демпартии США (в расхожей терминологии - "финансовые глобалисты"). Никакая другая риторика и терминология в РФ пока не поощряется. Евразийство находится там же, ибо оно ни что иное как концепция гигантомании рынков, без которой региональная долговая экономика не выстоит. Еще у нас есть поборники православного кредита, т.к. в свое время в РПЦ иосифляне взяли верх над нестяжателями. Государство пытается опереться на эти зыбкие кочки...

В США, на мой взгляд, другая ситуация. Там уже создали полностью легальные криптопетродоллары, которые соответствуют регуляторным требованиям. Причем, в 2007 году я предлагал создать oil & gas money. Это обсуждалось. В РФ делать отказались, а американцы сделали PDX, но несколько иначе, но главное - нефте-газовый резерв является обеспечением этой криптовалюты. Вот такое вот совпадение... Даже если это эксперимент, то лучше иметь работающий прототип. Впереди, думаю, зерно как лучшее обеспечение - возобновляемый ресурс и воспроизводственные цепочки яснее вырисовываются...

Но вот с кончиной г-на Лиетара Британская империя и ее идейные (и не только) слуги в РФ потеряли ориентир. Все же велика роль личности в истории и идеи - плод далеко не коллективного разума.

В связи с этим примечательно следующее:

- Глава банка Англии высказывался о создании глобальной криптовалюты, обеспеченной технологиями. Причем, на мой взгляд, главное не технологии, а признание необходимости обеспечения.

- Летом сего года на меня вышел китаец из Гонконга из RegTech компании, предложив наверное все возможности - программистов, юристов, советников, инвесторов...





Как я понял, от меня требовался порыв предложить создать еще одну легальную криптовалюту, ибо диалог состоялся примерно следующий:

я: почему Вы решили обратиться ко мне, мы никогда не встречались, не говорили и т.п.?

мне: ой, извините за вторжение, Вы оказались в базе данных.

я: кто владелец той базы данных?

Ответа не последовало.

Примерно в то же время читал, что ВТБ скупает зерновые активы в РФ якобы на фоне успехов Запада в торможении Газпрома на европейском рынке. К чему это все приведет одному Богу известно, а мне это уже и не особо интересно - все что мог я уже сделал.

No comments:

Text Link Ads