Search This Blog

Monday, April 24, 2017

Впечатления от выставки "Петербургский модерн"

"Еще недавно думали — мир изучен. Всякая глубина исчезла с горизонта.
Простиралась великая плоскость. Не стало вечных ценностей, открывавших
перспективы. Все обесценилось. Но не исчезло стремление к дальнему в сердцах.
Захотелось перспективы. Опять запросило сердце вечных ценностей."

(Андрей Белый "Символизм как миропонимание", 1903 г.)

Подспудное желание прикоснуться к вечным ценностям определило наш маршрут в Петропавловскую крепость в Государственный музей истории Санкт-Петербурга. На дворе был март, мрачноватая погода, казалось, скрасится увиденной красотой. Но выставка "Петербургский модерн" с первых же шагов поразила запустением как будто нравы и вкусы упали настолько, что это уже никому не интересно - еще пара посетителей бродила по темноватым залам и все. Ощущение незаконченности подтверждалось малым количеством экспонатов. Неужели это все что есть в запасниках музея и у ценителей этой достаточно короткой (примерно 10 лет начала XX века), но очень продуктивной эпохи (например, в стиле модерн в Петербурге было построено примерно 500 домов)?


(Мебель модерна часто комбинированная: диван с зеркалом, с полками, бывает и со столиком как единое целое)

Чего, на мой взгляд, не хватало выставке, так это представления людей петербургского модерна. Что это были за люди и как они смотрелись среди всех этих замечательных предметов интерьера, построек, плакатов и даже в представленной на выставке одежде? Можно было бы сравнивать...

Не согласен с теми, кто считает модерн чрезмерным эстетством для немногих. Модерн в России был, в т. ч., очень даже народный. Достаточно вспомнить картины И. Я. Билибина. А вот И. В. Сталина в сапогах я как-то не представляю среди всего этого великолепиия. Судя по работам князя Кропоткина, индустриализация в России могла успешно завершиться где-то сразу после победы России в Перовой мировой войне, если бы не череда госпрерворотов. Потом без заграницы не могли обойтись как, впрочем, и сейчас... А догонять в развитии чревато перенапряжением. Можно и не догнать, если нет идей.


(Иван Билибин "Марья Моревна", 1900 г.)


(И. Я. Билибин, плакат "О том как немцы большевика на Россию выпускали", 1917 г.)

Вот так выглядел человек петербургского модерна, который умер в блокадном Ленинграде в 1942 г.


(Портрет И. Я. Билибина (Б. М. Кустодиев, 1901 г.))

На выходе с выставки спросил каталог. Оказалось, что он еще не напечатан и вежливая служительница предложила снова поинтересоваться каталогом несколько позже. Но позже попалась статья "От модерна до "диснейленда" - один шаг", в которой незавершенность выставки объясняется увольнением кураторов и руководством музеем. Поинтересовался кто такие.

Один из кураторов Юлия Демиденко:

"Юлия Демиденко второй год занимает должность директора по научной работе Музея истории Санкт-Петербурга. До этого около двадцати лет проработала в Русском музее, курировала различные художественные проекты, в том числе выставку "Память тела", посвященную нижнему белью советской эпохи и развитию тоталитарного искусства...",

которая выразила главную мысль о творчестве:

"...важно наличие определенной идеи, как и везде. Это и есть творчество."

Да уж, везде...

Директор музея Колякин А. Н.:


(Человек постмодерна)

"Работал токарем, фрезеровщиком.
Избирался первым секретарем райкома, Ленинградских горкома и обкома комсомола, секретарем ЦК ВЛКСМ.
Работал директором издательства "Наука", коммерческим директором Ленинградского объединения ВАО "Интурист", генеральным директором "Гранд-отель Европа", руководителем постоянного представительства Москвы в Санкт-Петербурге.
С 2004 года - председатель комиссии по премиям-стипендиям Всероссийской общественной программы "Надежда России" Координационного Совета творческих союзов Санкт-Петербурга.
Член комиссии по вопросам помилования на территории Санкт-Петербурга.
Член Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
Член Совета попечителей Санкт-Петербургского Английского собрания.

В 1970 году - окончил Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности имени С.М. Кирова.
Кандидат технических наук и кандидат философских наук."


И как кураторы выставки "Петербургский модерн" и директор музея могли сработаться?

А вот от комсомола до Английского собрания оказалось не так уж и далеко. Для чего англичанам петербургский модерн и какие-то там идеи?..

Посетите выставку "Петербургский модерн".

Text Link Ads