Search This Blog

Tuesday, July 12, 2016

К вопросу об экономике как разрушенной философии

Случайно набрел на статью В. К. Батурина "Экономика как разрушенная философия".



В статье есть много мыслей, к которым стоит прислушаться (в т.ч. о морали и моя "Аксиоматика политической экономии без процента"), но, в итоге, авторский пафос выливается в нечто неоперациональное - дескать, давайте отринем экономику и вернемся к философии:

"К высшему, к истине всегда была устремлена лишь одна дисциплина – философия, непонятным придатком вырисовывающаяся в экономическом обществе, разлагающем самого себя в слепом бегстве от любви к мудрости."

Собственно, таков и заголовок.

А как мудрствовать без методик учета, экономических расчетов и т.п.?

Сначала я подумал, что в авторе говорит философ. Но у нас многие так высказываются. Провалилось управление спортом, начинаются разговоры о принципиальной вредности самого спорта. Молодая поросль политиков ставит знак равенства между капитализмом и рынком, хотя рынок существовал до капитализма. Либералами называют тех, кто рынок убил на корню. Трогательная забота о малом бизнесе ведется в терминах кредита, доступа к госзаказам и чего угодно, но не в терминах "больше доступных рыночных площадок". Разговоры о реформах образования мало касаются необходимости образования (отсутствующий рынок якобы определит), ведь всегда считалось, что научившись человек не пропадет, прокормится, но сейчас нет - уметь-то можно, но как продать произведенное, если дефицит рынка, как следствие высокие торговые наценки и цены. В культуре якобы нет цензуры, но и рынка нет. Некоторые деятели культуры рассказывают, что, дескать, всегда у культуры был заказчик (у Булгакова кто был заказчик?) - князья и графья, а потому только государство... наше абсолютная ценность - подхватывает молодая поросль политиков. Но государство при наличии налогов оказывает услуги, часто платные, а пенсии не наследуются как это принято с имуществом и деньгами и возникает вопрос - где все эти накопления, переданные государству в управление?

В общем, как что-то идет не так, виноват объект управления. Такое впечатление, что мудрствования лукавые постепенно приучают нас, что сервис-центр на самом деле выбирают. При этом риторика может быть любого окраса - кому какая ближе.

А тем временем народ начал читать "Теорему конкурентоспособности"







От Библиотеки РАН получил очередной сертификат дарителя.


No comments:

Text Link Ads