Search This Blog

Saturday, March 05, 2016

Изида, Озирис и проклятие династии Романовых

Помните мое стихотворение "Водолей"?

Утонул Водолей в пустыне.
Бег Плеяд Ориона загнал.
Петербурга красоты поныне
Обрамляют чарующий бал.
Кавалеры блестят эполетами,
Дам изящных поступь легка.
Монферрана Озирис дуплетами
В нас улыбкой сфинксов попал.
Ностальгия по красным зорям
Обернулась в красный закат.
Удивит нас всех история —
Символичных стихов парад.
Расцветут журавлиной песнею
Русских смыслов побеги весной.
Как кудесник с волей небесною
Будет дружен русский простор.
Бал продлится ещё на мгновения.
Водолея отыщет Нева
И застынут в камне движения —
Мифологии лет глубина.
Петербург проснётся обыденно,
Прозвенят трамваев звонки
И туманною дымкой немыслимо
Нам предстанут другие умы.
Смыслов разных раскроются чары,
Вкус познанья наполнит бокал…
Но пьянеть мы не будем отныне.
Водолей нам так завещал.


Не знаю была ли действительно кем-то произнесена такая словесная форма как "проклятие" династии Романовых, но деяния, например, Александра II в части учреждения Банка России и освобождения Балкан ценою многих тысяч русских, поляков и других подданных (разумеется, в пользу Европы, частью которой Романовы обоснованно себя считали) привели, в итоге, к трагедии - и личной, и всей империи. Почему?

Рациональных объяснений может быть много. Например, то, что разгонялась железнодорожная технология и, соответственно, банковский способ ее финансирования. Это ускоряло всю экономическую жизнь, что неминуемо влекло ускорение политических процессов. Ростовщичество и демократия шли... нет, бежали рука об руку и что там судьба венценосных правителей, заботящихся о своем государственном?... Менялся технологический уклад и в этом смысле сторонники соответствующей экономической теории были бы правы, если бы не замалчивали закредитованность технологии предшествующей - сельскохозяйственной (с объявлением помещиков отсталым реакционным сословием или по-марксистски - классом), а потом не замалчивали ли бы закредитованность последующих отраслей и в дальнейшем - дескать, волны экономических циклов это закон природы. Дело в том, что к середине XIX столетия казна была пуста, задолженность помещиков выросла до опасных пределов, более половины крестьян были заложены, что и актуализировало соответствующие реформы в логике ростовщичества, проводимые Александром II. А в какой еще логике? Были ли соответствующие знаки? Санкт-Петербург ведь город-знак, город-символ, город-план, а знаки, символы и планы многозначны...

В главе "Попутчики" "Призрачного собрания" есть такие слова:

"Теперь надо быть очень внимательным — финал есть финал и Санкт-Петербург разворачивает свою третью после окна в Европу и образа и подобия Амстердама сущность — свой архитектурно-космический символизм."

И далее в "Эпилоге":

"И сам город разделен Невой словно на верхнее и нижнее царства как в Египте, ведь миф о воинственном Орионе интерпретация мифа об Озирисе — египетском боге возрождения и плодородия. В русской традиции миф об Озирисе перекликается с мифом о Велесе, увековеченном в ряду других лиц в 1862 году в Великом Новгороде памятником-благовестом шара-державы "Тысячелетие России" и с образом почитаемого православными Святого Николая с уважением к пахарю и хлебу насущному.

Со временем эта отчетливость языка символов обернулась своей противоположностью — менее различимы стали не только значения символов, но и сами символы. Импрессионизм расцвета промышленного капитализма стал неким переходом от отчетливости к беспредметности вплоть до того, что беспредметная валюта по установлению стала находить свое прибежище в беспредметном искусстве."


Когда я писал те строки, я не мог найти сведений об одном значительном символе - отклоненном проекте Монферрана поставить статую Озириса между двух сфинксов на набережной Невы напротив Академии художеств. Побуждал ли бы этот символ задуматься, если бы был возведен за тридцать лет до реформ Александра II - вопрос риторический, но отклонение проекта было действием...

У кого я только не спрашивал об этом. Ходил даже на лекцию о Древнем Египте к г-ну Машевскому, но он не знал об этом...

И вот недавно тайное стало явным, по крайней мере, для меня. Появились публикации и фото эскизов проекта статуи Озириса - см. "Петербург. Пристань Академии Художеств".





Символична история глыбы, предложенной для статуи Озириса - см. "Мраморный дворец":

"Любопытный факт - вблизи Миллионной улицы в Аптекарском переулке с начала 1830-х годов лежала огромная глыба выборгского гранита-рапакиви, предназначавшаяся для статуи апостола Петра к Казанскому собору. Вторая такая же глыба для скульптуры апостола Павла затонула при погрузке у острова Тугольма в Финском заливе. Глыбу долго не трогали с места. Неутомимый Монферран предлагал высечь из нее колоссальную статую Озириса в дополнение к египетским сфинксам. Но проект Монферрана не был принят. Городские власти не знали, как избавиться от такого громадного камня. И лишь в 1880-х годах он был расколот и использован при сооружении фундамента храма Спаса-на-Крови."

Храма на месте фатального покушения на Александра II...

Характерная деталь - грифонами почему-то называют крылатых львов на Банковском мосту, напротив бывш. Государственного ассигнационный банка и бывш. Финэка.


(От бывш. банка и обители торговли словами о финансах до Спаса-на-Крови рукой подать)

"Грифон" - так назывался спортивный клуб, когда я учился в Финэке.



Однако, грифоны:

"мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла. Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло."

Они упомянуты у Данте в "Божественной комедии", в которой, как писал в книге "Аксиоматика политической экономии без процента", упомянуты три валютные конструкции или, как нынче модно - технологии, две из которых устарели:

76 Те стены, где монастыри цвели, –
Теперь вертепы; превратились рясы
В дурной мукой набитые кули.

79 Не так враждебна лихва без прикрасы
Всевышнему, как в нынешние дни
Столь милые монашеству запасы.

82 Все, чем владеет церковь, – искони
Наследье нищих, страждущих сугубо,
А не родни иль якобы родни.

85 Столь многое земному телу любо,
Что раньше минет чистых дум пора,
Чем первый желудь вырастет у дуба.

88 Петр начинал без злата и сребра,
А я – молитвой и постом упорным;
Франциск смиреньем звал на путь добра.


Так вот у Данте упоминается Грифон, который тащит повозку с Богом. Разве это имеет отношение к банкам и финансово-экономическому институту как бы он не назывался?

Львята же крылато присутствуют у сфинксов.



Эдакие псевдогрифоны, вводящие в заблуждение как экономистов, так и художников. Псевдосвятостью олицетворяемой интерпретации плана. Дальше, похоже, все шло по плану.

Так или не так, но можно сравнить с уровнем дискуссии политиков.

Поединок: Жириновский VS. Стариков. От 03.03.16 (HD)



Разумеется, есть вопросы актуальные. Романовы тоже занимались актуальными вопросами. Все занимаются актуальными вопросами. Но по какому плану?

Что теперь?

Изида, восстанавливавшая убиенного Озириса, звучит по латыни в одном из значений как-то зловеще - Isis. А ведь именно в католицизме произошло оправдание процента.

Продолжается мифотворчество о так называемом не ростовщическом исламском банкинге. А ведь еще Фонд Конрада Аденауэра в статье 2010 года "ISLAMIC ECONOMIC THOUGHT AND THE SOCIAL MARKET ECONOMY" сообщал, что запрет "процента" в Исламе не мешает таким банкам как Citibank или Deutsche Bank предлагать свои финансовые продукты на исламских рынках, что и приводит к росту исламских финансов:

"...the strong growth of Islamic finance is not based upon the newly founded Islamic banks but on the fact that major Western actors such as Citibank or Deutsche Bank have begun offering their products in the Islamic markets, or that conventional banks have been restructured and turned into Islamic banks".

Американцы пишут, что видим предел трубопроводной технологии и всячески его приближают - см. "Тихий финал сверхдержавы".

То, что у каждой технологии есть предел - это факт. Исследуют ли эти пределы у нас, в т.ч. таких значимых технологий как трубопроводная и валютная? Или А. С. Пушкин был прав:

Всегда так будет, как бывало:
Таков издревле белый свет:
Ученых много — умных мало...


А ведь какая была эстетика с надеждой на будущее! Я это очень хорошо помню.

Лидия Клемент Зимний Ленинград



Завершу стихотворением "Медному всаднику":

На памятнике величавой
Нетленной позою коня
Идей ньютоновских причалы
Спешат порадовать царя.

Болот туманных сырость стыла,
Гранит там выборгский краснел
И царь наш медный грозной силой
В змеи топтанье преуспел.

Зачем была России мудрость,
Когда в заморской суете
Зело сильна была паскудность —
Переворотов дефиле?

Архитектурных форм молчанье
Скрывает правду наяву
И не было бы так печально
С царём не медным… Всё в трубу...


No comments:

Text Link Ads