Модерн и слово
Раздобыл файл книги итальянского литературоведа Уго Перси "Модерн и слово. Стиль модерн в литературе России и Запада".
Решил прочитать по нескольким причинам:
- Похоже, моя "Аксиоматика политической экономии без процента" по стилю близка к модерну, но это надо проверить.
- Один знакомый художник сказал как-то мне, что после модерна искусство закончилось и он часто рассматривает петербургские дома. Наверное вдохновения ради.
- Занимаясь литературным творчеством, часто встречаю у коллег либо соцреализм, либо постмодернизм и в связи с этим есть ощущение какого-то провала...
И вот в предисловии к книге читаю:
"Даже авторы крупных исследований, целенаправленно посвященных модерну, не утруждают себя перечислением имен, прославивших русский стиль модерн. Так, например, Стефан Чуди Мадсен в своей фундаментальной монографии "Источники Ар Нуво"2 ограничивается упоминанием украшений Фаберже (в которых черты, типичные для стиля модерн, заметны лишь изредка --в тех случаях, когда образцом служили украшения Ла-лик). Мало того, еще в 1964 году Йост Херманд определяет русский модерн как «практически неизвестный», хотя первое советское исследование на эту тему датируется 1929 годом. Ситуация не меняется и в семидесятые годы, когда в Советском Союзе отмечается всплеск исследований модерна, параллельный западному, но меньшего масштаба. Имя Шехтеля, одного из величайших архитекторов русского модерна, до сих пор известно лишь узкому кругу западных специалистов, а построенный им особняк Рябушинского куда менее знаменит и запечатлен в фотографиях, чем Дом Бальо в Барселоне или Пале Стокле в Брюсселе.
Положение в области русского литературного модерна не менее удручающее. Насколько нам известно, в Советском Союзе не было опубликовано ни одного исследования на данную тему. В работах серьезных искусствоведов тут и там встречаются смутные намеки на необходимость исследования произведений живописи, архитектуры и прикладного искусства в более тесной связи с литературой, что отражало бы синтез искусств, к которому так стремилась исследуемая эпоха. Тот факт, что речь идет лишь о смутных намеках, ничуть не уменьшает их значимости, поскольку это не исследования специалистов-литературоведов.
С другой стороны, хотя феномен модерна проявился в России сравнительно поздно и стал явлением значительного, но отнюдь не исключительного масштаба (стоит, впрочем, отметить, что каталог зданий Петербургского модерна, составленный Б. М. Кириковым (Панорама искусств, № 10, М., 1987), занимает целых 22 страницы), он в большой мере был воспринят именно русской литературой. И если советские исследователи молчат на этот счет, то некоторые документы эпохи модерна достаточно красноречивы: в одном из своих очерков Андрей Белый описывает Константина Бальмонта в карикатурном ключе, но определяет его как типичного "поэта modern style"."
О русском модерне кроме как в слове можно посмотреть этот фильм:
Стиль Русский Модерн • Modern Style • Семен Райтбурт part [1]
Стиль Русский Модерн • Modern Style • Семен Райтбурт part [2]
Решил прочитать по нескольким причинам:
- Похоже, моя "Аксиоматика политической экономии без процента" по стилю близка к модерну, но это надо проверить.
- Один знакомый художник сказал как-то мне, что после модерна искусство закончилось и он часто рассматривает петербургские дома. Наверное вдохновения ради.
- Занимаясь литературным творчеством, часто встречаю у коллег либо соцреализм, либо постмодернизм и в связи с этим есть ощущение какого-то провала...
И вот в предисловии к книге читаю:
"Даже авторы крупных исследований, целенаправленно посвященных модерну, не утруждают себя перечислением имен, прославивших русский стиль модерн. Так, например, Стефан Чуди Мадсен в своей фундаментальной монографии "Источники Ар Нуво"2 ограничивается упоминанием украшений Фаберже (в которых черты, типичные для стиля модерн, заметны лишь изредка --в тех случаях, когда образцом служили украшения Ла-лик). Мало того, еще в 1964 году Йост Херманд определяет русский модерн как «практически неизвестный», хотя первое советское исследование на эту тему датируется 1929 годом. Ситуация не меняется и в семидесятые годы, когда в Советском Союзе отмечается всплеск исследований модерна, параллельный западному, но меньшего масштаба. Имя Шехтеля, одного из величайших архитекторов русского модерна, до сих пор известно лишь узкому кругу западных специалистов, а построенный им особняк Рябушинского куда менее знаменит и запечатлен в фотографиях, чем Дом Бальо в Барселоне или Пале Стокле в Брюсселе.
Положение в области русского литературного модерна не менее удручающее. Насколько нам известно, в Советском Союзе не было опубликовано ни одного исследования на данную тему. В работах серьезных искусствоведов тут и там встречаются смутные намеки на необходимость исследования произведений живописи, архитектуры и прикладного искусства в более тесной связи с литературой, что отражало бы синтез искусств, к которому так стремилась исследуемая эпоха. Тот факт, что речь идет лишь о смутных намеках, ничуть не уменьшает их значимости, поскольку это не исследования специалистов-литературоведов.
С другой стороны, хотя феномен модерна проявился в России сравнительно поздно и стал явлением значительного, но отнюдь не исключительного масштаба (стоит, впрочем, отметить, что каталог зданий Петербургского модерна, составленный Б. М. Кириковым (Панорама искусств, № 10, М., 1987), занимает целых 22 страницы), он в большой мере был воспринят именно русской литературой. И если советские исследователи молчат на этот счет, то некоторые документы эпохи модерна достаточно красноречивы: в одном из своих очерков Андрей Белый описывает Константина Бальмонта в карикатурном ключе, но определяет его как типичного "поэта modern style"."
О русском модерне кроме как в слове можно посмотреть этот фильм:
Стиль Русский Модерн • Modern Style • Семен Райтбурт part [1]
Стиль Русский Модерн • Modern Style • Семен Райтбурт part [2]
No comments:
Post a Comment