Search This Blog

Monday, December 10, 2012

Провинденциализм as it is

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия определяет "провиденциализм" как:

"(от лат. providentia — провидение), истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.)".

Августина я когда-то упоминал - см. "Блаженный Августин и функции денег".

Провиденциалистом считается итальянский философ Вико:

"... один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основное сочинение "Основания новой науки об общей природе наций" (1725)".

Не напоминает ли это марксистский исторический материализм?

Вико цитировал фон Хайек - см. "О выходе Великобритании из ЕС (некоторые факты известны только некоторым личностям)".

Изменяемая форма "божественной" объективности воплотилась, кстати, в архитектурно-космическом символизме, упоминаемом здесь неоднократно. Лука Пачиоли - современник Леонардо и основоположник основ принципов современной бухгалтерии - говорил о золотом сечении как о божественной пропорции.

Как нетрудно заметить, представления об истории, высших силах, красоте, экономике и ничтожности основной массы людей составляют единую модель, "продаваемую" вновь и вновь. Воистину это бестселлер!

Вот забавный пример в исполнении г-на Джемаля о тайной власти:









Забавно это, на мой взгляд потому, что объяснение начинается с английского понятия "being". Нет, чтоб сказать "жизнь".

Я не буду подробно комментировать этот монолог, т.к. дефекты излагаемой г-ном Джемалем концепции "таинства власти" (ТМ) упоминаются им самим. Например, об ограниченности органов чувств и познания. Да, конечно, но границы могут быть разные. Сколько можно дефекты чьего-то мышления выдавать за истину?

Остановлюсь на главном, на мой взгляд.

Пара "восхождение - падение" или "добро - зло", или в наиболее общем виде "соединение - разъединение" лишь одна из характеристик жизни или бытия. Но мифологизация только этой пары, а именно "добра - зла" сделала мир плоским, если не одномерным. Это распространилось и на экономику - бесконечный экономический рост как всеобщее благо на плоской по средневековым представлениями Земле, средневековые принципы бухгалтерии "дебет - кредит", "актив - пассив", "кредитор - должник".

А не является ли "добро - зло" занесенным Александром Великим зароастрийским мемом или текстовым вирусом (см. "Оливер Стоун и управление имплантированным социализмом")? "Европа" ведь странное понятие, созданное на востоке, но считающееся западом. Западом чего? На этот счет вроде как началась дискуссия "Articles : Was Switzerland's negative vote in 1992 to join the EEA good or bad for the economy?".

Не знаю уместно ли здесь говорить о более объемном понимании бытия - нескольких парах кроме "соединение - разъединение"? Например, это просто понять если представить, что в экономическом обмене (да и в любом другом) сам обмен невозможен без определенной формы соединения сторон, после чего они разъединяются, а прежде чем соединиться сторонам следует сориентироваться относительно друг друга и зафиксировать эту ориентацию. Можно было бы продолжить о парах дальше, но не буду ... Кто знает, что на самом деле было в времена мифологизации Велеса и потом превратилось в образ Св. Николая?

В связи с этим формы бытия есть видимо некие симметрии и асимметрии таких пар, красивые и не очень, но функиональные, ибо действие это жизнь. Искусство, да и словестность неизбежно примитивизируется, если в принцип возводится невозможность понять. Посмотрите на современную архитектуру и "пост-чего-то там ..." (ТМ). Проблематика русского искусства видимо должна актуализироваться в интерпретации русской словесности в том или ином "материале".

Таинство власти поэтому держится на неэквивалентной "торговле" ожиданиями с оболваненным образованием электоратом.

Вот что об этом говорит г-н Джемаль:



Но проблема модели власти ("продавать" можно лишь модель) в ее адекватности. Чем ближе модель Природе, тем затруднительно моделью "торговать", ибо Природа доступна тем кто ее понимает. Власть - функция понимания. Как-то так.

No comments: