Search This Blog

Tuesday, February 08, 2011

Лингво-когнитивная безопасность и умственное здоровье

Вчера после просмотра кино, в котором, кстати, тов. полковник почему-то назвал фарисеев законниками, а они лицемеры:

"ФАРИСЕ'Й, я, м. [от др.-евр. pāraš — разлучать].
1. В древней Иудее — член религиозно-политической партии зажиточных слоев городского населения, отличавшейся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил благочестия (истор., религ.). 2. перен. Лицемер, ханжа (ритор.). Вы фарисеи и лицемеры! Салтыков-Щедрин. Он слышал, как кричал, ломаясь пред толпою, с ним рядом о любви — корыстный фарисей. Надсон".


задумался о вдруг появившейся моде у служивых людей на когнитивизм - познание, если по-русски.

Нашел статью "О лингво-когнитивной безопасности: к постановке проблемы".

В статье приведено следующее определение:

"Впервые термин "лингво-когнитивная безопасность" представлен и раскрыт на конференции в Академии ФСБ в мае 2010 г., затем на VI Всероссийской конференции в ИНИОН РАН: "Лингво-когнитивная безопасность представляет собой состояние сохранности ресурсов индивида, группы людей (общества) и государства, а также защищённости законных прав личности и общества, деятельность и процессов государства, во-первых, в сфере "коллективного бессознательного", формирующей ментальность культур­но-исторической, социальной, этнической общности нашей страны; во-вторых, в сфере коллективного сознания данной общности; в-третьих, в сфере приобретения этой общностью знаний и приложения их на практике"".

Поскольку понять из определения как его применять видимо проблематично, если вообще возможно, то далее речь идет о задачах, возлагаемых на лингво-когнитивную безопасность, а именно - жить своим умом:

"В чём для нас ныне главная опасность? В том, что мы никак не можем реализовать принцип "Жить на своей земле своим умом", что нужно для дальнейшего выживания и развития. С целью осуществления данного принципа к указанным видам безопасности целесообразно добавить лингво-когнитивную. Такой вид безопасности связан с возможностями и законными правами граждан по приобретению знаний и их приложению на практике. Ещё в сентябре 2000 г. А.А. Игнатов, генеральный директор информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ, в докладе "Стратегия "глобализационного лидерства" для России. Первоочередные непрямые стратегические действия по обеспечению национальной безопасности" указывал: "Роль и место России в будущем планетарном устройстве будут зависеть, в первую очередь, от состояния четырёх "критичных" ресурсов – "ментальной" сферы, демографической ситуации, степени глобализации управления и "силового" блока"4. Как видно, на первом месте стоит "ментальная" сфера. То, что на своей земле мы живём не по своему уму говорит, например, Ю.Н. Солонин: "Давняя болезнь нашей интеллектуальной жизни: жить заимствованиями".

Ю. Н. Солонин оказался прав про болезнь жить заимствованиями.

Перевели бы проблему на русский - "языково-познавательная безопасность", глядишь на русский язык бы внимание обратили и на содержание образования.

Но проблема сформулирована как сформулирована. Может грант на нее иностранный выдали?

No comments: