Макроростовщики и микронравственность
Никто не может служить двум господам:
ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.
(Мф. 6:24)
Читая "Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на V Рождественских Парламентских встречах", обратил внимание на раздел о ростовщичестве:
"Многие семьи в нашей стране пострадали от так называемых микрокредитов. Я знаю, что вы хорошо владеете этой темой, но считаю своим долгом тоже сказать несколько слов. Мелкие кредиты, краткосрочные займы предоставляются чаще всего малообеспеченным людям, которым 3-5 тысяч не хватает до зарплаты. Они берут кредит, не понимая, в какую долговую яму ввязываются. Эти займы предоставляются без формальностей, но под огромные проценты, доходящие до нескольких сотен. Полагаю, что это абсолютно аморальная практика — ростовщичество в самом хищническом своем проявлении. Нередко подобные кредиты даются страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. Семьи этих людей впоследствии сталкиваются с необходимостью оплаты огромных набежавших за год сумм, в том числе за счет продажи своего имущества. Призываю Государственную Думу поставить законодательную преграду на пути финансовых спекулянтов подобного рода. В дореволюционной России людей, которые наживались за счет бедняков, метко называли мироедами. Подобные «бизнесмены» не могут быть названы иначе, чем мироедами, своей жадностью подрывающими саму идею общественной справедливости. Мне известно, что уже предпринят ряд мер по ограничению деятельности микрофинансовых организаций. Полагаю, эта работа должна быть продолжена. Взимание огромных процентов усугубляет общественное разделение и должно быть остановлено силой закона, который еще со времен античности называется искусством добра и справедливости. При этом потребности людей в получении небольших займов должны быть удовлетворены без их процентного ограбления в существующих масштабах. Мне приходилось в свое время принимать участие в работе международных организаций, и я хорошо знаком с замечательными инициативами по созданию банков для бедных в Индии. Иногда человеку достаточно 200 долларов, чтобы начать свое дело. И вот нашелся человек, сам из бедняков, который создал прекрасную систему банков для бедных — без сумасшедших процентов, без того, чтоб закабалять людей. Эта инициатива была очень высоко оценена всеми, с кем мне приходилось ее обсуждать, и я считаю, что, может быть, следует ознакомиться с этим замечательным опытом поддержки малоимущих, в том числе через систему кредитования."
Особенно примечательно сказано про "потребности людей в получении небольших займов должны быть удовлетворены без их процентного ограбления в существующих масштабах".
У ЛЮДЕЙ могут быть потребности в воздухе, воде, пище, жилье и мире, а не в процентном ограблении в меньших чем существующие масштабы.
И возникает вопрос: как же так случилось, что сказано это Святейшим именно сейчас? Ответ в его ссылке на британский колониальный опыт банков для бедных, которые, собственно, и являются микрокредитными или микрофинансовыми организациями. Да уж, лечить наркоманию наркотиками, а бедность, порождаемую кредитом, тоже кредитом - акты какого-то нечеловеческого милосердия, последнее из которых удостоено в 2006 г. Нобелевской премиии за мир Мухаммаду Юнусу из Бангладеш.
Несколько кадров:
entrepreneurialrevolution
yunusgates
Medal of Freedom: President Barak Obama & Dr. Muhammad Yunus
Clinton on M. Yunus and ShoreBank in Chicago
Впервые о микрофинансах я узнал примерно лет десять тому назад лично от английского джентльмена из кругов журнала "The Economist", который трудился в предвыборном штабе г-жи Клинтон, если не в эти выборы, то точно в прошлые. Не знаю христианин ли тот джентльмен, но вот слова Иоанна Златоуста в "Беседах на святого Матфея евангелиста" по этому поводу известны:
"Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по видимому вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни. Но чего требуешь ты, скажут? Того ли, чтобы, собранные мною и мне самому нужные деньги, отдать в распоряжение другому и не требовать за то никакой платы? Нет, я не говорю этого; напротив, весьма желаю, чтобы ты получил плату, - только не малую, и не ничтожную, но гораздо большую; желаю, чтобы ты в рост за золото приобрел небо. Итак, для чего ты сам себя подвергаешь нищете, прилепляясь к земле, и вместо большего ищешь малого? Это доказывает, что ты не умеешь обогатиться. Когда Бог за малое имущество обещает тебе небесные блага, ты говоришь: не давай мне неба, а дай мне, вместо неба, скоро гибнущее золото. Это значит, что ты произвольно хочешь остаться в нищете. Кто ревнует об истинном богатстве и обилии, тот вместо скорогибнущего изберет негибнущее, вместо изживаемого - неизживаемое, вместо немногого - многое, вместо тленного - нетленное, - а за такими благами последуют и те. Кто вместо неба ищет землю, тот и ее непременно потеряет; а кто предпочитает небесное земному, тот и тем и другим насладится с великим избытком. Чтобы и нам достичь этого, презревши все здешнее, изберем будущие блага, и таким образом получим и то и другое, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."
Ни светская власть, ни духовная иерархия не стали в РФ нравственными ориентирами. Царит нравственное безвластие. Схоластическая дискуссия о допустимой мере служения маммоне продолжается.
РПЦ: в Совфеде неверно интерпретировали предложение патриарха о банках для бедных
ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.
(Мф. 6:24)
Читая "Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на V Рождественских Парламентских встречах", обратил внимание на раздел о ростовщичестве:
"Многие семьи в нашей стране пострадали от так называемых микрокредитов. Я знаю, что вы хорошо владеете этой темой, но считаю своим долгом тоже сказать несколько слов. Мелкие кредиты, краткосрочные займы предоставляются чаще всего малообеспеченным людям, которым 3-5 тысяч не хватает до зарплаты. Они берут кредит, не понимая, в какую долговую яму ввязываются. Эти займы предоставляются без формальностей, но под огромные проценты, доходящие до нескольких сотен. Полагаю, что это абсолютно аморальная практика — ростовщичество в самом хищническом своем проявлении. Нередко подобные кредиты даются страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. Семьи этих людей впоследствии сталкиваются с необходимостью оплаты огромных набежавших за год сумм, в том числе за счет продажи своего имущества. Призываю Государственную Думу поставить законодательную преграду на пути финансовых спекулянтов подобного рода. В дореволюционной России людей, которые наживались за счет бедняков, метко называли мироедами. Подобные «бизнесмены» не могут быть названы иначе, чем мироедами, своей жадностью подрывающими саму идею общественной справедливости. Мне известно, что уже предпринят ряд мер по ограничению деятельности микрофинансовых организаций. Полагаю, эта работа должна быть продолжена. Взимание огромных процентов усугубляет общественное разделение и должно быть остановлено силой закона, который еще со времен античности называется искусством добра и справедливости. При этом потребности людей в получении небольших займов должны быть удовлетворены без их процентного ограбления в существующих масштабах. Мне приходилось в свое время принимать участие в работе международных организаций, и я хорошо знаком с замечательными инициативами по созданию банков для бедных в Индии. Иногда человеку достаточно 200 долларов, чтобы начать свое дело. И вот нашелся человек, сам из бедняков, который создал прекрасную систему банков для бедных — без сумасшедших процентов, без того, чтоб закабалять людей. Эта инициатива была очень высоко оценена всеми, с кем мне приходилось ее обсуждать, и я считаю, что, может быть, следует ознакомиться с этим замечательным опытом поддержки малоимущих, в том числе через систему кредитования."
Особенно примечательно сказано про "потребности людей в получении небольших займов должны быть удовлетворены без их процентного ограбления в существующих масштабах".
У ЛЮДЕЙ могут быть потребности в воздухе, воде, пище, жилье и мире, а не в процентном ограблении в меньших чем существующие масштабы.
И возникает вопрос: как же так случилось, что сказано это Святейшим именно сейчас? Ответ в его ссылке на британский колониальный опыт банков для бедных, которые, собственно, и являются микрокредитными или микрофинансовыми организациями. Да уж, лечить наркоманию наркотиками, а бедность, порождаемую кредитом, тоже кредитом - акты какого-то нечеловеческого милосердия, последнее из которых удостоено в 2006 г. Нобелевской премиии за мир Мухаммаду Юнусу из Бангладеш.
Несколько кадров:
entrepreneurialrevolution
yunusgates
Medal of Freedom: President Barak Obama & Dr. Muhammad Yunus
Clinton on M. Yunus and ShoreBank in Chicago
Впервые о микрофинансах я узнал примерно лет десять тому назад лично от английского джентльмена из кругов журнала "The Economist", который трудился в предвыборном штабе г-жи Клинтон, если не в эти выборы, то точно в прошлые. Не знаю христианин ли тот джентльмен, но вот слова Иоанна Златоуста в "Беседах на святого Матфея евангелиста" по этому поводу известны:
"Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по видимому вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни. Но чего требуешь ты, скажут? Того ли, чтобы, собранные мною и мне самому нужные деньги, отдать в распоряжение другому и не требовать за то никакой платы? Нет, я не говорю этого; напротив, весьма желаю, чтобы ты получил плату, - только не малую, и не ничтожную, но гораздо большую; желаю, чтобы ты в рост за золото приобрел небо. Итак, для чего ты сам себя подвергаешь нищете, прилепляясь к земле, и вместо большего ищешь малого? Это доказывает, что ты не умеешь обогатиться. Когда Бог за малое имущество обещает тебе небесные блага, ты говоришь: не давай мне неба, а дай мне, вместо неба, скоро гибнущее золото. Это значит, что ты произвольно хочешь остаться в нищете. Кто ревнует об истинном богатстве и обилии, тот вместо скорогибнущего изберет негибнущее, вместо изживаемого - неизживаемое, вместо немногого - многое, вместо тленного - нетленное, - а за такими благами последуют и те. Кто вместо неба ищет землю, тот и ее непременно потеряет; а кто предпочитает небесное земному, тот и тем и другим насладится с великим избытком. Чтобы и нам достичь этого, презревши все здешнее, изберем будущие блага, и таким образом получим и то и другое, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."
Ни светская власть, ни духовная иерархия не стали в РФ нравственными ориентирами. Царит нравственное безвластие. Схоластическая дискуссия о допустимой мере служения маммоне продолжается.
РПЦ: в Совфеде неверно интерпретировали предложение патриарха о банках для бедных
No comments:
Post a Comment