Search This Blog

Friday, January 06, 2017

Стихотворение Дмитрия Бобышева о крылатых львах Банковского моста 1964 года

Дмитрий Бобышев

***

Евгению Рейну

Крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов, сидящих
в такой же точно позе на другом
конце моста и на него глядящих
такими же глазами.

Львиный пост.

Любой из них другого, а не мост
удерживает третью существа,
а на две трети сам уже собрался,
и, может быть, сейчас у края рва
он это отживающее братство
покинет.

Но попарно изо рта
железо напряженного прута
у каждого из них в цепную нить
настолько натянуло звенья,
что, кажется, уже не расцепить
скрепившиеся память и забвенье,
порыв и неподвижность,
верх и низ,
не разорвав чугунный организм
противоборцев.
Только нежный сор
по воздуху несет какой-то вздор.

И эта подворотенная муть,
не в силах замутить оригинала,
желая за поверхность занырнуть,
подергивает зеркало канала
нечистым отражением.

Над рвом
крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя.

Март-апрель 1964


Я мало обращаю внимания на стихи, вообще на произведения искусства, если они не задевают мое воображение своей идеей или исполнением (как сделаны), что вряд ли отделимо друг от друга. Но это стихотворение удивительное, особенно вот этими строками:

...и, может быть, сейчас у края рва
он это отживающее братство
покинет.

...в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя.


Наверное не ошибусь, если скажу, что автор далек от экономики и ее символизма, но так точно, на мой взгляд, выразить характер отношений, зашифрованный в конструкции Банковского моста и его крылатых львов, может наверное только сверхчувствительный человек. Или тот, у кого есть собственный опыт ощущения нашего города, частью которого является (и потому расшифровывается) образ Банковского моста.

Возможно мне было проще сочинить "Банковский мост", ведь мне довольно часто пришлось проходить мимо него десятилетиями и получить от этого не только эстетический опыт. Опыт же Дмитрия Бобышева остается для меня закрытым, тем более, что это другое поколение. Жаль...


No comments: