Search This Blog

Loading...

Wednesday, July 01, 2015

Реализм фантастический и магический

"Альтернативы" добавили у себя к моей прозе еще и стихи:

- "Николай Крячков. Стихи";

- "Пробуждение".

А одна знакомая поэтесса откликнулась на "Призрачное собрание":

"Коля, добрый день!

Прочитала твой мини-роман. Впечатление достаточно сложное, для меня не хватило естественности изложения и надуманность диалогов.

Такое ощущение слегка казенного языка, что меня, как читателя достаточно напрягает при прочтении.

Роман необычный по синтезу, впрочем, как и твои заметки, объединяющие самые разные области восприятия- музыкальные, литературные, политические, экономические...

Ты по складу своему философ и думаю, что твой роман найдёт живой отклик у определенных читателей.

Очень рада, что ты постоянно продвигаешься по литературному пути и мне кажется, что у тебя есть постоянный рост в самом хорошем смысле этого слова!

Удачи тебе!"


Если помните, писатель в связи с "Призрачным собранием" упоминал роман "Альтист Данилов". Так вот, Альтиста относят к фантастическому реализму. А к чему отнести Собрание? Да, там есть фантастические идеи - упоминается, например, сеть из живых и неживых объектов. Но если сопоставить Собрание с магическим реализмом, есть смысл обратить внимание на его элементы:

"- Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.

- Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.

- Многочисленные детали сенсорного восприятия.

- Часто используются символы и образы.

- Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно.

- Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.

- Меняются местами причина и следствие — например, персонаж может страдать до трагических событий.

- Содержатся элементы фольклора и/или легенд.

- События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.

- Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.

- Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное."


Что-то в этом есть...

Но в этом списке я бы хотел отметить, кстати, как очень реальное явление магического реализма, которого у меня вроде пока не описывалось - "Меняются местами причина и следствие".

Это очень сильная и даже страшная вещь, достойная хорошей драмы ("псакинг"(ТМ) - жалкое подобие). Ведь когда некий субъект почему-то третирует близкого ему человека подменой причин следствиями, а этот близкий человек никак не может постичь природы такого изощренного издевательства над здравым смыслом, то кто-то из них может сойти с ума. Если с ума сходит объект третирования, это одно, а если субъект, то это доказывает, что он не дьявол и дъявольщина здесь в чем-то другом... Но это я так - в порядке досужих размышлений на природе.






No comments: