Search This Blog

Wednesday, January 21, 2015

Мое экспертное заключение на проект структуры Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации"

Продолжая "Возвращается ли наука в конституционное поле?" (прямая ссылка на проект структуры ФЗ), решил в очередной раз помочь господам ученым (может им пригодится):

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крячкова Николая Леонидовича
на проект структуры Федерального закона
«О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»



1. Наименование проекта закона не соответствует Конституции РФ. Согласно части 1 ст. 72 «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: ...е) общие вопросы воспитания, образования, науки...», а согласно части 2 ст. 76 «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации». Следовательно, наименование федерального закона должно быть исключительно «О науке в Российской Федерации», в соответствие с которым должны приниматься законы и иные нормативные правовые акты о науке субъектов РФ.

2. Следуя конституционной логике предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, главным структурным компонентом ФЗ «О науке в Российской Федерации» должны быть сходства и отличия данного ФЗ и соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В связи с этим считаю целесообразным отразить это в первом разделе ФЗ, который следует именовать «Основы государственной политики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере науки». Другим вариантом было бы отнесение науки к предмету ведения исключительно РФ соответствующим изменением Конституции РФ.

3. Выполнимость законодательства о науке и управляемость научной деятельности с ожидаемыми результатами зависит от регламентации действий по:
- Прогнозированию направлений развития науки с учётом междисциплинарности;
- Планированию научной деятельности;
- Финансированию научной деятельности;
- Осуществлению научной деятельности и контролю за ней;
- Использованию научных достижений в обществе и экономике РФ.
Не все из этих действий поименованы в рассматриваемой структуре проекта ФЗ. Те действия, которые поименованы, не выстроены должным образом иерархически. Например, действие по планированию научной деятельности отнесено к главам (гл. 9) наряду, например, с гл. 10 о научной квалификации. Причём, словосочетание «научная квалификация» не является действием. А, например, организация и финансирование отнесены к разделам (3 и 5), т. е. к более высокому уровню иерархии рассматриваемого проекта структуры ФЗ. Причём, «организация» — это дословно и есть подготовка, объединение, упорядочение и устройство в данном случае науки в РФ, т. е. всех действий её регламентирующих. Полнота регламентации действий зависит от ответов на вопросы - кто их осуществляет, где, когда, для чего и т. д., что необходимо конкретизировать в главах и статьях проекта ФЗ.

4. Исходя из изложенного, предлагаю следующую структуру разделов ФЗ «О науке в Российской Федерации» (если не менять Конституцию РФ):
1. Основы государственной политики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере науки;
2. Прогнозирование направлений развития науки;
3. Планирование научной деятельности;
4. Финансирование научной деятельности;
5. Осуществление научной деятельности и контроль;
6. Использование научных достижений в обществе и экономике РФ.
Конкретизация этих разделов зависит от результатов обсуждения настоящего экспертного заключения.

С уважением,

Н. Л. Крячков
Независимый эксперт, аккредитованный и уполномоченный распоряжением Министерства юстиции РФ № 10402-р от 13.12.2010 на проведение экспертизы на коррупциогенность
Санкт-Петербург
nk700(at)mail.ru

No comments:

Text Link Ads