Русский символизм и связь видимого с невидимым
Связь видимого с невидимым - суть русского символизма даже если внимательно посмотреть только на тревожную Царевну-Лебедь Михаила Александровича Врубеля.
"Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста".
(А. А. Блок)
Пушкин - Римский-Корсаков - Врубель и прервалась связь времен к 1910 году, ибо дальше тревожность материализовалась и невидимое стало видимым.
Но ведь невидимое таит варианты, ибо символ, как правило, многозначен. Не в этом ли возможность красоте спасти мир?
Тревожность была очевидна символисту. Но его предшественник увидел перспективу восстановления утраченной связи времен:
"РИМ НОЧЬЮ
В Ночи лазурной почивает Рим ...
Взошла Луна и — овладела им,
И спящий Град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой ...
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший —
Все тот же мир, волшебный, но отживший!.."
(Ф. И. Тютчев, конец 1840-х годов — не позднее 1850)
Дело за русскими художниками в самом широком смысле слова.
No comments:
Post a Comment