Рекомендовал Ольгу Аникееву для записи в передаче "Клуб полуночников" на радио "Петербург". Ее стихи впервые услышал на ЛИТО Г. С. Гампер. Когда же прошел мой собственный эксперимент с записью на радио, я подумал, что неплохо было бы помочь хорошим петербургским поэтам расширить свою аудиторию и заодно попасть в радиоисторию русской поэзии.
Вот эта запись, которая прозвучит в эфире в ночь с 27 на 28 апреля с повторением в ночь с 31 апреля на 1 мая. Приятно помочь талантливым поэтам.
Меня привлекли слова "гуманитарные финансы" в названии статьи. "Гуманитарный" - значит обращенный к человеческой личности и вроде надо было бы тогда говорить не о финансах, а просто об экономике... Да еще раздел журнала "Вопросы новой экономики", где опубликована статья, называется "Финансовая экономика". Все это побудило меня поискать где и как "финансы" приклеиваются к "экономике" и становятся ее обузой (на мой взгляд, разумеется).
Начинается статья с "взаимопомощи":
"...понятие гуманитарных финансов складывается из совокупности межличностных отношений, включающих отношения обязанности и ответственности, кооперативности и соучастия, соотносительности личных интересов с общественными нормами и правилами и с интересами других личностей, предупредительности и предусмотрительности, а также доверия. Они выстраиваются на эмпирическом осознании человеком неизбежности сосуществования в обществе людей, а значит, взаимозависимости членов общества, что, в свою очередь, обусловливает необходимость отношений взаимопомощи. Эти отношения естественны для человеческого общества с самых ранних стадий его развития. Многими исследователями прошлого и современности отмечено, что человек – существо "общественное", которое, развиваясь, погружаясь в сети хозяйственных связей, усиливает эту свою уникальную для мира живых существ особенность."
Изложенное, возможно с изрядным чувством юмора, иллюстрируется примером из жизни пауков:
"В человеческих желаниях, в борьбе людей мы должны искать корни финансовой структуры, – подчеркивал более 100 лет назад в
своих лекциях И. Х. Озеров, – она не из земли вырастает, не падает с неба, как готовый дар небес, а выплетается, как паутина, но не одним, а многими пауками, и работают они в разных направлениях: нередко один плетет, а другой расплетает, каждый приходит со своим узором к станку, где творится финансовая структура".
Как этому созвучно объяснению непарламентского политика г-на Старикова пытливым умам что такое деньги(!):
"Деньги стали абсолютно виртуальной величиной. Сегодня в мире существует несколько центров по созданию денег. Они называются эмиссионными центрами. Это Федеральная резервная система США. Это Банк Англии. Это Швейцарский банк. Это Банк Японии и Европейский центральный банк. Они создают деньги... Внимание! Именно создают, а не выпускают в виде денег (это делается в типографии). Они создают деньги без привязки к каким либо материальным ресурсам... Т.е. суть сегодняшней экономики - это возможность и право на создание денег. Мы сегодня этого права лишены. Мы не являемся центром эмиссии. Отсюда и все наши проблемы. Так вот мы должны стать этим центром эмиссии."
Нда... Борьба за право создания долговых денег теперь называют патриотизмом. И вроде бы г-н Стариков справедливо вопрошает, дескать, если все для производства есть, то не хватает лишь одного... И дальше, к сожалению, про деньги, чтобы нанять держателей этого всего и дело закрутится (оставим здесь вопрос эффективности и конкурентоспособности без ответа). Но почему бы не сделать совсем другой шаг - договорится держателям имеющегося для производства и этим обнулить затраты на приобретение, стать вне конкуренции, произвести и продать или обменять произведенное? Тогда бы не велась странная для уха не финансиста, а экономиста речь о "виртуальных ценностях, не привязанных к материальным ресурсам".
Когда НКВД занимается экономикой, она превращается в финансы.
Николай Стариков: Как вывести Россию из финансовой кабалы
Но вернемся к рассматриваемой статье г-на Миловидова, чтобы понять суть концепции. Он пишет на стр. 33:
"Термины и понятия, определяющие финансовые отношения, этимологически гуманитарны. Долг (debt) – это то, что должно быть отдано, в том числе и в обмен на полученное ранее: "от (из) того, что я имею" (лат. de (от) + habeo (я имею))."
Причем здесь "обмен" совершенно непонятно. Если обмен совершен, т.е. одна ценность одновременно получена взамен другой ценности, то нет необходимости в долге. "Долг" - всего лишь категория растягивания обязательств во времени. А так уж ли необходимо растягивание обязательств вместо эквивалентного обмена, при наличии которого можно говорить об экономике?
Это такая история хронического отставания ряда как бы отечественных концепций с риском потери почвы под ногами. Для чего финансисту территория, если можно пребывать в иллюзии управления временем?.. Экономисту подавай территорию, т.к. материальные ценности имеют размер.
Учитывая, что г-н Миловидов теперь трудится в учреждении, подведомственном Администрации президента РФ, нас видимо ожидает дальнейшее развитие гуманитарной концепции "то, что должно быть отдано"(ТМ). Если, конечно, президент сделает это основой своей политики.
Одно лишь радует в "финансовой экономике" - это то, что она указывает на возможность существования просто экономики, т.е. без финансовой обузы.
Когда прочитал эти предпраздничные новости, подумал, что если г-н Васильев (ближайший друг г-на Чубайса) уже, как говорится, не ко двору, то на его должностях, включая почетную, просто могли появиться другие люди, а тут такое!..
Учитывая, что Секретная служба Е. И. В. Николая Александровича отношения к этому не имеет, мы отметили признаки некой тенденции. Так, в прошлом году генерал-чекист Кононов, проработав всего пару месяцев в должности председателя Комитета по туризму Санкт-Петербурга, распрощался с госслужбой под аккомпанемент г-на Шнурова (см. "Генерал-чекист построит туристов в Смольном", "Бывший глава комитета по туризму снялся в ролике под музыку Шнура". Вот как это выглядело:
«В Питере пить»: как чиновника уволили за любовь к «Ленинграду»
По данным Секретной службе Е. И. В. Николая Александровича г-ну Кононову создали ситуацию, оба выхода из которой были для него неприемлемы, а выход с напутственными словами г-на Шнурова:
"Виктор Эдуардович, Вы отныне свободный человек и как свободному человеку я скажу Вам: "В Питере пить теперь Вы можете каждый день!""
оказался самым, так сказать, безболезненным. В Советской армии это называлось уйти по дискредитации воинского звания.
Поскольку Фонтанка.ру придала проступку г-на Васильева такое значение, что опубликовала его огромный портрет (видимо чтобы мы все его запомнили),
я в который уже раз, но вкратце вспомню историю своего вынужденного знакомства с этими ныне широко известными деятелями.
К 1985 году - году моего окончания Финэка - в нем, видимо, сложился плагиат и торговля научными работами и учеными степенями. Интернета тогда не было, Дисернета тоже и что стоило взять из библиотеки приличную работу выпускника, кое что там подправить, включая имя автора, и выдать дипломную работу за диссертацию? По крайней мере подобное пробовали проделать со моей дипломной работой, защищенной на отлично и с рекомендацией в аспирантуру. Г-н Васильев (в то время завлаб научно-исследовательского сектора Финэка, куда меня распределили) лично требовал, чтобы я отдал свою дипломную работу их(!) другу, к чему активно подключились и старшие товарищи (Гордин, Иванов и др.). Однако, моя дипломная работа таинственным образом как сквозь землю провалилась и это названных товарищей буквально взбесило. Г-н Васильев издал распоряжение со ссылкой на несуществующее распоряжение ректора (имеется документ), что является служебным подлогом (это уголовное преступление). По этой причине я распоряжение г-на Васильева не выполнил и он поставил вопрос о моем поведении перед комсомолом. Начались занудные чистки и проработки моей скромной персоны. Когда это порядком надоело, я обратился к, если правильно помню, замсекретаря парторганизации Леусскому с тем, чтобы прекратили эти, мягко говоря, глупости моего начальства. Г-н Леусский тогда при мне вызвал замсекретаря комитета комсомола Кононова и приказал ему разобраться. В результате разбирательства г-на Кононова в 1986 г. под новый год, видимо, в подарок меня исключили из комсомола и зачитали квалификацию моего поступка как несогласие с политикой партии и правительства. Причем делали это так грубо и непрофессионально, что бумагу об исключении дать мне постеснялись (потом я ее получил в армии с другими более мягкими формулировками). Ситуацию в самом ее начале покрыл проректор Финэка Тарасевич. Началась череда выездных заседаний Куйбышевского райкома комсомола на моем рабочем месте и другие оргмероприятия с целью изъятия моего комсомольского билета. Я его не отдал, в результате чего г-на Кононова уволили и он пришелся ко двору в КГБ и по линии соотвествующих служб под руководством г-н Полтавченко (ныне губернатора Санкт-Петербурга) дослужился до генерал-майора. Чуть позже офицером призвали и меня, но в армию, видимо, на перевоспитание, да так, что вакантных должностей для меня не было, что изрядно озадачило вынужденного заниматься мной генерала.
Ни до, ни после той истории я не видел столько потных от усердия выполнить преступный приказ малограмотных комсомольцев и их старших товарищей городского уровня с особым оловянным взглядом, озабоченных формированием входивших в моду протестных движений. Нет, встречались приличные люди, но их было меньшинство.
А что же г-н Васильев? Сделав подачу меня комсомолу, он устранился и, помнится, когда моя служба в армии заканчивалась, а Васильев и Ко уже пришли во власть, его и мой коллега предлагал мне возглавить Лениградский Спорткомитет в городской администрации Собчака. Я отказался, т.к., если обладая властью завлаба, человек идет на преступление, то что возможно при большей власти?.. Но с позиции сегодняшнего дня любопытно на кого из замов Собчака тогда замыкался Спорткомитет - на Путина или на Мутко? Эх, был бы сейчас министром (шутка)!
Мои опасения оправдались и как проводились псевдолиберальные реформы теперь всем хорошо известно, но что добились со мной?
- Мою дипломную работу использовать не смогли;
- Соратника (видимо, отмечая некоторые мои способности) во мне не нашли и я совершенно осознанно в реформах не участвовал, остался не запачканным;
- Г.г. Леусский (еще не будучи в летах) и Тарасевич скончались, у г-на Гордина погиб тридцатилетний сын, с г-ном Кононовым произошли чудеса, с г-ном Васильевым чудеса начались тоже... Возникает булгаковский вопрос - кто управил?..
Недавно я познакомился с директором одного из академических институтов и он мне рассказал, что у него также требовали дипломную работу и он отдал. В результате, он стал ученым и директором института. Видать, чтобы сделать карьеру в РФ, надо либо пройти путь унижений, либо быть полезным ЧК, либо англичанам и прочим американцам, о чем, собственно, и рассказывает г-н Васильев в своих мемуарах "Две жизни одного поколения", вышедших в издательстве Лимбус Пресс в 2015 г.
Отмечу лишь один фрагмент из этой книги, дополняющий автопортрет г-на Васильева. На стр. 96 он пишет:
"Другой яркой фигурой семинара стал Сергей Ходжа-Ахмедов, крупный деятель теневой экономики, который выполнял роль вип-водителя. Совершенно незабываемая сцена: на его "Ладе" - восьмерке из Ленинграда в Лосево едут Ходжа-Ахмедов, Васильев, Гайдар (встреченный на вокзале) и молодой Юрий Стоянов, который этим же вечером развлекал нас своей гитарой... Для Егора Сергей стал важным источником информации о состоянии теневого сектора экономики.
Впоследствии Ходжа-Ахмедов совсем немного не дождался капитализма в России и сбежал в 1989 году в Вену через только что открытую австро-венгерскую границу, как мне кажется, не без помощи венгерских друзей Чубайса. Он оказался за границей без документов, пытался заниматься бизнесом и погиб в новорусских разборках в Вене в 1994-м. В последний раз мы виделись в столице Австрии в 1993 году, когда я там был на небольшой конференции."
Да, венская полиция обнаружила г-на Ходжа-Ахмедова застреленным в автомобиле. Так сообщили тогда по какому-то радио-голосу. В чем там было дело не сообщалось.
А что же г-н Васильев принял на работу в научную лабораторию Финэка "крупного деятеля теневой экономики"?
Дело в том, что Сергей Чингизович Ходжа-Ахмедов из семьи научных работников, отец троих сыновей, был принят на работу в лабораторию, которой заведовал г-н Васильев, а научным руководителем той лаборатории был известный политэконом Феодоритов В. Я., имевший научные дела с академиком Абалкиным Л. И. Знаю, т.к. наши с Сергеем Ходжа-Ахмедовым рабочие места находились рядом и мы, естественно, общались. Впечатления "крупного деятеля теневой экономики" он не производил. Криминальное впечатление, в свете изложенного, производил как раз г-н Васильев. Да, у С. Ч. Ходжа-Ахмедова был отечественный автомобиль, потом другой и тоже отечественный, в карманах водилась импортная жевательная резинка и носил он модные тогда финские куртки, был всегда опрятен, много шутил. Но ведь импортные мелочи много у кого были в портовом Ленинграде с развитой торговой сетью. И еще одна деталь: в процессе моего комсомольского дела Сергей Ходжа-Ахмедов единственный из всех сослуживцев один на один высказывал мне свою поддержку и отмечал, что рад, что уже не комсомолец (он был старше меня). Но высказать это публично он не решился, т.к. видимо понимал что за среда была вокруг...
В общем, получается, г-н Васильев оклеветал сослуживца. Привлекут ли г-на Васильева за это сыновья С. Ч. Ходжа-Ахмедова я не знаю.
Но вернемся к исходной заметке блоггера Варламова. Он в частности написал:
"Вы будете смеяться, но не только Марк Варшавер и Марк Захаров из Ленкома катаются на каретах по тротуарам, сетуя на всяких смердов, что лезут под колёса.
Оказывается, Санкт-Петербург не отстаёт! И не просто Санкт-Петербург, а его гости из (предположительно) солнечной Болгарии!
"
"Сотрудники болгарского Генерального консульства с огромным удовольствием посещают Мариинский театр и другие престижные театры и сцены Северной столицы, вопреки иногда встречающимся трудностям с наличием билетов на некоторые спектакли, и не нарушают ПДД при парковке автомобилей, принадлежащих консульскому представительству. С удивлением мы узнали о причастности нашей родины Болгарии к инциденту, к которому не имеют отношения ни официальные болгарские представители, ни граждане нашей страны. Мы бы были благодарны, увидев на ваших страницах опровержение ошибочной публикации, и хотим воспользоваться случаем, чтобы пригласить жителей Санкт-Петербурга и области посетить в качестве туристов наше отечество в 2017 году".
Действительно, посещение Болгарии может доставить удовольствие даже вдали от моря и гор, например, в столице.
Хилда Казасян и Васил Петров - Да е влюбен този свят (2016)
Заметка блоггера Варламова датирована 6 марта 2017, 18:33. В этот же день экс-разведчик встречался с болгарским послом и переговоры, видимо, были традиционно непростые (см. "Директор РИСИ провёл встречу с Послом Болгарии в РФ").
Пока на улице туман, сырость и низкое питерское небо, у меня дома появились шелковые орхидеи. Пока они без рам, но это не отменяет неизбежности весны, с началом которой я Вас поздравляю!
- Итак, мы все проверили. Остался последний вопрос.
- Спрашивайте.
- Как Вас финансируют?
- Бросают банкноты в почтовый ящик.
- ?!..
(Из рабочего блокнота писателя)
"Уважаемый Николай Леонидович!
Спасибо Вам за ***, Ваши книги. Очень интересный, оригинальный подход к обоснованию экономических подходов. Буду подробнее изучать и использовать в своих исследованиях, а также на лекциях в университете.
С уважением, ***, д.э.н., профессор *** госуниверситета".
Признаться никак этого не ожидал. Не могу себе представить как мои сочинения подружатся с образовательными стандартами. Впрочем, профессору виднее... Увидел ведь, наверное, во мне основоположника бездолговой экономической теории, что, как ни крути, греет душу после всех этих лет нахождения наедине со своими мыслями, когда и обсудить-то их не с кем.
Последнее время меня интересует вопрос - кто будет осуществлять проект бездолговой экономики? Вопрос этот пока теоретический и, если говорить о РФ, я как-то слабо представляю в этой роли г.г. Сиуаланова, Орешкина и Набиуллину даже эстетически.
Да, банкиров не стоит сбрасывать со счетов, т.к. глобально, на мой взгляд, есть два потенциальных претендента на занятие высот практической бездолговой экономики - это банкиры (если они пересмотрят концепцию "человек как падшее творение") и "дух предпринимательства". Я конечно не был в Америке, где эти силы представлены наиболее рельефно, и нет у меня на этот счет никаких впечатлений, но пищей для ассоциаций сеть меня не обделяет.
Пока американский банк "Stifel" ставит мне вопросы, на которые у меня нет ответа, я решил посмотреть что за банк и из какого места.
Этот инвестиционный банк, точнее финансовая корпорация основана в 1890 г. и к настоящему времени видимо успешно развивается. Среди ее приобретений 56 филиалов цюрихского гиганта UBS AG, американское подразделение по управлению благосостоянием одного из крупнейших в мире банков из Лондона Barclays Plc., основанного золотых дел мастерами в 1690 г., инвестиционный банк, восходящий к американскому инвестору Томасу Вайзелю, который стоял у истоков Силиконовой долины, и др. приобретения.
Возглавляет Stifel м-р Кружевский, который в прошлом году был переназначен на один год советом директоров Федерального резервного банка Сент-Луиса в некий федеральный совет (the Federal Advisory Council), также он входит в совет попечителей фонда американской команды лыжников и сноубордистов. Stifel из Сент-Луиса.
Ronald Kruszewski, president and CEO of Stifel Financial Corp on Regulatory Reform
Сент-Луис - так называемый независимый город США. Город - ворота, названный в честь Людовика IX Святого, короля Франции, канонизированного католической церковью и правившего в XIII веке.
(Людовик IX Святой (Эль Греко, Лувр))
В книге французского историка Жака Ле Гоффа "Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии", на которую ссылаюсь в своей Аксиоматике, Людовик Святой упоминается на 20 страницах.
Людовик Святой вошел в историю приданием деньгам роли одного из важнейших инструментов управления централизованным государствам. Его крестовые походы в Северную Африку были обусловлены желанием разрушить находившейся там центр чеканки золотой монеты, конкурировавший с европейскими. Также Людовик Святой обвинил папство в том, что оно стало храмом денег, а мы знаем, что католическое учение о чистилище оправдало долговую природу денег и спустя четыре столетия мы получили долговую экономическую теорию и практику, признаки исчерпанности которых мы начали наблюдать.
Кстати, упомянутый в моей Аксиоматике французский финансист Джон Ло, был ответственен за финансовый пузырь, связанный с проектом освоения тогда французской Луизианы. А Федеральному резервному банку Сент-Луиса монетаризм обязан своим выходом в массы в 1960-е годы. Монетаризм до сих пор горячо любим нашими экономическими властями.
Впечатление такое, что круг символично замыкается. Подробности видимо последуют...
"Перед студентами университета выступил председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергей Макаров с лекцией "Все, что Вы хотели узнать о памятниках, но не знали, у кого спросить"".
Г-н Макаров выступил, похоже, по просьбам трудящихся студентов аж трех ВУЗов: СПбГЭУ, СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, СПбГАСУ.
Выступающий начал с символичного уточнения, что:
"...будет по привычке называть СПбГЭУ ФИНЭКом...".
Человек понимает, что посетил памятник. Станет ли памятник музеем?