Search This Blog

Friday, December 04, 2015

Плагиат и почему в РФ нет собственной экономической теории?

На днях я заходил на сайт бывш. Финэка и обнаружил, что историю экономической мысли как отдельный предмет более там не читают.





Собственно, в СССР мы изучали историю экономических учений и что примерно нам преподавали изложено, например, в книге А. В. Аникина "Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса" 1985 г. издания (Аристотель, Ман, Петти, Буагильбер, Ло, Юм, Кенэ, Тюрго, Смит, Рикардо, Сисмонди, Сэй, Курно, Лист, Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Изучали мы, как видите, мысль европейскую (включая марксизм-ленинизм), что соответствовало вкусам и умонастроениям советской партхозноменклатуры. Деятельность же, например, министров финансов Российской империи как Канкрин, Витте, Вышнеградский, экономических писателей как Кропоткин, Нечловодов, Шарапов и многих других мы не изучали. А жаль, была бы видна преемственность апологетики роствщичества даже в работе Нечловодова "От разорения к достатку", где он ругает масонов, но не мыслит экономики без кредита. Иначе говоря, даже если бы в последние годы, когда вроде пали последние идеологические барьеры, был бы курс истории отечественной и зарубежной экономической мысли, было бы видно движение России в ростовщический тупик и мы бы не тратили время на хазиных-стариковых-соловьевых... Экономическая теория появилась бы своевременно, а за ней и должная практика, но...

Однако, я поспрашивал - почему же такое положение с изъятием важнейшего предмета и соответствующей кафедры? Из преподавательской среды мне объяснили, что это происки ВШЭ, Минвуза в деле "ужимания" стандартов, а частично сведения по истории экономической мысли есть в курсе экономической теории и в финансово-кредитных курсах. Может и так, но на соседнем с факультетом Экономики и финансов Гуманитарном факультете бывш. Финэка есть отдельный курс "История спецслужб".



На это стандарты есть. Возникает вопрос - может ли безопасность подменить экономику? Вопрос риторический.

А вот сегодня пишут, что у спикера Госдумы РФ г-на Нарышкина, который и кандидатскую, и докторскую защитил в Финэке, обнаружили плагиат - см., например, "В диссертации спикера Госдумы Сергея Нарышкина обнаружен плагиат" и "В диссертации Сергея Нарышкина обнаружили 40% плагиата". Я бы не обратил особого внимания на эту новость, если бы там не был упомянут г-н Тютиков:

"Сообщество "Диссернет" Сергея Пархоменко опубликовало данные анализа кандидатской диссертации председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Согласно исследованию, в своей работе Нарышкин заимствовал без ссылки не менее 40% материала.

Диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук Нарышкин защищал в 2004 году, в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГЭУ, бывший ФИНЭК). Научным руководителем работы "Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития" выступил доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Юрий Тютиков
.



Дело в том, что я учился у г-на Тютикова. Он преподавал на выпускной для меня кафедре "Планирование народного хозяйства" и был руководителем моей дипломной работы в 1985 г.


(Ю. П. Тютиков справа от А. Б. Миллера у кафедры ОАО "Газпром" в СПбГЭУ)

Когда я был студентом, то не только занимался спортом, но и интересовался его экономикой. На пятом курсе познакомился с зампредом Ленгорспорткомитета, рассказал ему о своих идеях. Там они были оценены как актуальные и с этим "благословлением" я написал дипломную работу о некоторых новациях для программно-целевого планирования развития физкультуры и спорта в Ленинграде. Мой отец, у которого за плечами был опыт заведования кафедрой в техническом ВУЗе и потом тренерской работы, был моим домашним научным руководителем, а когда работа была написана, я принес ее Юрию Павловичу Тютикову и он, высоко ее оценив, сказал, что если переделать первую главу, то это кандидатская...

Защита диплома принесла мне отличную оценку и рекомендацию в аспирантуру с распределением в одно из подразделений научно-исследовательского сектора Финэка (как потом выяснилось - в "кузницу" кадров для Гайдара и Чубайса, развала СССР и шоковой терапии). И тут начались чудеса...

Мой начальник, ныне зампред ВЭБа и почетный консул Словении г-н Васильев в первые же дни моей работы сообщил мне, что я должен отдать свою дипломную работу их другу - аспиранту Филиповичу (или Филипповичу),



на кафедре же на меня буквально "наехал" не имевший никакого отношения к моей дипломной работе г-н Гордин В. Э. (ныне и.о. директора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, декан факультета экономики, у которого недавно над Египтом погиб сын 1986 г. рождения, что конечно же очень прискорбно... - см., например, "В крушении A321 погиб сын декана ВШЭ СПб"),


(Г-н Гордин В. Э.)

заручившись поддержкой декана Планово-эконмического факультета Иванова Н. Н. (ныне профессор и т.д.).



Надо сказать, что к тому времени моя дипломная работа куда-то пропала (я дипломную работу брал под расписку, вернул в библиотеку, но работы и расписки след простыл...), что буквально взбесило этих людей.

Не будучи человеком конфликтным, я решил от таких событий уйти в аспирантуру на кафедру Управления и истории физической культуры ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, о чем у меня после беседы с проректором по науке ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта г-жой Каневец была договоренность и ее письменное ходатайство.

Однако в Финэке мне не выдали никакую характеристику и по формальным причинам я к спортсменам уйти не смог. Потом г-н Васильев сфабриковал предлог для исключения меня из комсомола, в чем участвовал нынешний член попечительского совета бывш. Финэка г-н Кононов (в 1986 г. - году моего исключения из ВЛКСМ - зам. секретаря комитета ВЛКСМ Финэка)


(Г.г. Кононов и Васильев (во втором ряду) на Юбилейном заседании Попечительского совета 27 ноября 2015 г. в рамках празднования 85-летнего юбилея Санкт-Петербургского государственного экономического университета)

и т.д., о чем я уже писал раньше...

Но, пожалуй, отмечу одну деталь. В то злополучное время я был на приеме у проректора по учебной работе Финэка Тарасевича Л. С. (ныне он президент бывш. Финэка) с просьбой помочь.



Леонид Степанович тогда сказал замечательную фразу: "Круг экономистов узок". Она звучала очень назидательно, я ее запомнил и вынес мораль и опыт, что если не хочешь во всем этом пачкаться, то десятилетия не только не дадут никакой наукой заниматься, но даже мою книгу "Аксиоматика политической экономии без процента" откажутся в библиотеку принять в дар ( см. "Разговор с библиотекой Финэка о моей книге "Аксиоматика политической экономии без процента""), что довольно забавно и показательно...

Четыре года тому назад после моего выступления на международной конференции "Энергетика XXI" с докладом "Глобальный Сырьевой Резерв и общий язык энергетической безопасности"



(см. "Статья "Глобальный Сырьевой Резерв и общий язык энергетической безопасности"") меня настойчиво приглашали защищать диссертацию в бывш. Финэке. Приглашавшая сотрудница бывш. Финэка была моложе меня и, не зная историю моих взаимоотношений с Финэком, сказала: "Это наша тема". Я тогда, подумав - раз "ваша тема", передал ей копии некоторых документов об истории этих взаимоотношений. На этом разговоры и закончились.

Что же теперь будет с этим узким кругом экономистов?...



Некоторые документы из архива Секретной службы Его Императорского Величества Николая Александровича для иллюстрации написанного:


(Мое заявление в аспирантуру ин-та Лесгафта от 23.09.85)


(Моя характеристика от 30.09.85)


(Автограф и разъяснение декана Иванова Н. Н. на моем заявлении ему от 23.09.85 с просьбой не задерживать выдачу характеристики)

2 comments:

Nikolay Kryachkov said...

Нарышкин доверяет мнению ученых в вопросе, касающемся его диссертации

Anonymous said...

2 декабря 2015
«Диссернет» опубликовал экспертизу текста, которую Сергей Нарышкин пытался выдать за свою докторскую
http://www.dissernet.org/publications/echo_sp_sen.htm

О несоответствиях в диссертации С.Е.Нарышкина
http://www.dissernet.org/expertise/section_exp/exp_conclusions/zakl_naryshkinse.htm

Text Link Ads