Пролог.
Ангел и философ подошли к арке Михайловского замка. Дух Павла Петровича отделился от памятника ему во дворе и слегка позвякивая шпорами направился им навстречу.
- Да он совсем не похож на ту уничижительную фигуру памятника, от которого он отделился, — высказал своё наблюдение философ.
- Я же Вам про то и говорил, — удовлетворённо заметил ангел, делая шаг навстречу Павлу Петровичу.
Церемония взаимного приветствия прошла быстро и по-деловому. Собеседники дружно поднялись по парадной лестнице замка. Спокойные тона мраморных стен, сопровождавшие это восхождение, и проходные залы, в которые они вышли, настраивали на беседу.
- Что ж, господа, рад, что наше предприятие наконец-то обрело своё начало. Мы собрались. Осталось определиться с темой нашей сегодняшней встречи, — на правах хозяина по-военному изрёк Павел Петрович.
- Мы наверное должны определиться методологически .., — робко начал было философ.
- Да, действительно, — подхватил эту мысль ангел, — пусть это и звучит научно, но языки конечно у нас могут быть разные, разные имена явлений, но коль скоро синтез должен превалировать над анализом, иначе связь времён не восстановить, позвольте мне пригласить дух учителя, с которым мы познакомились не так давно и он рассказал мне прелюбопытную историю. Сама по себе она мне понятна, но вот как это происходило и выводы … Это, на мой взгляд, любопытно именно методологически. Может задать тон нашим следующим встречам.
Дух учителя, сухощавого, слегка сутуловатого пожилого мужчины с аскетичным лицом и ростом чуть выше среднего, появился сразу же. Они поздоровались и он рассказал им следующую историю.
В те годы, когда признаки его мудрости никак не проявлялись в том смысле, что атрибутов величия не просматривалось никаких, он мучительно думал восстановит ли его ученик веру в свои силы, будет ли достаточно смел, дерзок даже и не даст былой травме сковать его волю. Легко сказать «не бойся». Лозунги и понукания вряд ли подмога, а вот какие слова внутри, в процессе действия? Есть ли там место диалогу? Но ведь сам в карман не влезешь и не можешь подсказывать в каждый момент действия. А действием было спортивное упражнение, последняя треть которого весьма тяжела. Поэтому учитель попросил ученика запоминать всё происходящее и потом рассказать подробно. Ученик и рассказал, что как только был пройден рубеж последней трети упражнения, появился чёртик. Ученик сам назвал это имя. Чёрт предательски подзуживал: «Сбавь темп, сбавь, сбавь, будет легче ...». Но ученического ума хватило не вступать в диалог с чёртом, тем более сбавлять. Он лишь отметил в своём сознании это явление и честно рассказал учителю. Время выполнения упражнения было зафиксировано. Учитель задумался … Он даже не стал обсуждать правильно ли дано имя явлению, чёрт ли это, галлюцинация или реакция тела. Необходимо было найти решение. Инженерный ум учителя перебирал варианты. Перебрав некое их количество, он предложил ученику отдохнуть, а потом снова выполнить упражнение в полную силу с тем лишь отличием, что чуть загодя до начала последней трети упражнения плавно ускорить темп и всё внимание обратить на это, а не на чёрта и его увещевания. Ученик в точности это исполнил и … свершилось чудо — время оказалось значительно лучше! А ведь это была вторая попытка, но усталость никак себя во времени не проявила. Улыбка растягивала лицо ученика. Учитель понял, что получилось и с высоким результатом. Травме почти нет места в сознании ученика.
- Вы хотите сказать, что чёрт занимал время и этим доказывается его бытие? — спросил философ.
- Я не знаю, — несколько грубовато отмахнулся учитель.
- То-то и оно, — многозначительно оглядел всех присутствовавших ангел.
- Но тогда, получается, мы должны возблагодарить Небо за ниспослание мудрости учителю, научившему ученика не только не вступать в диалог с чёртом и не поддаваться на его лживые посулы облегчения, но и загодя ускорить шаг, предчувствуя момент его появления!? Переиграть, обойти, так сказать, пройдоху! — воскликнул Павел Петрович.
- Именно, — сдерживая улыбку и потупя взор скромно и тихо подтвердил ангел.
- Нашему бы царству таких людей. Это же полководец! — добавил Павел Петрович.
- Что ж, Вы теперь знакомы, — задумчиво произнёс Ангел. Его взгляд встретился со взглядом Павла Петровича и они помолчали. Возможно в их мыслях была какая-то согласованность ...
Единственно в чём сомневался ангел это в совместимости характеров Павла Петровича и учителя. Автономность личности, выражающаяся в неподчинении соблазну, о которой также думал шедший с ним к выходу философ, не так просто поддаётся управлению. Даже небесному.
Свежесть утренней зари побудила их ускорить шаг. Новый день принимал вахту в просвете между кордегардиями на Инженерной.