Preprint · August 2020
DOI: 10.13140/RG.2.2.14546.99521
Николай
Крячков
nkryachkov@gmail.com
Конституция
как выход для банков
Вынесенная
в заголовок мысль может показаться
двусмысленной. Дело во времени. С одной
стороны, из истории известно, что банки
не были бы так могущественны, если бы
не попали в конституцию. В этом смысле
это был выход для банков. В России это
произошло в 1918 году при большевиках. С
другой — речь могла бы идти о выходе
банков из конституции, ведь даже,
например, марксисты наверное не будут
спорить, что институты исторически
переходящие. Сначала возникла мораль
и экономика, потом политика, варианты
её теории и практики, в одном из которых
нашёл себе место центральный банк. Иначе
говоря, история началась не с центрального
банка.
В
связи с этим следует обратить внимание
на два тезиса британского центробанкира
Пола Такера, (Paul Tucker) автора
книги «Неизбранная власть»
(«Unelected Power»), опубликованных в его
статье «О независимости центральных банков»*:
«А
потом началась пандемия COVID-19, и центральные
банки вернулись к той роли, которую они
играли с 1930-х по 1980-е годы, когда они были
всего лишь орудием в руках министров
финансов. В некоторых странах (в частности,
в Соединенных Штатах и государствах
зоны евро) центральный банк, по сути,
заменил правительства, которые не могут
принять решительных и своевременных
мер, рискуя фактически превратиться в
налогово-бюджетный орган. В других
странах (вероятно, в Соединенном
Королевстве) центральный банк будет
финансировать исполнительную власть,
возможно, не располагая основой,
обеспечивающей пути отхода, и рискуя
освободить исполнительную власть от
ограничений выборного органа».
«Нам
нужны некоторые принципы: политические
принципы. Любой, кто привержен идее
разделения властей, лежащей в основе
конституционной формы правления, должен
выступать за сохранение независимости
центрального банка. В противном случае
президенты и премьер-министры смогут
использовать печатный станок для
финансирования своих собственных
проектов и обогащения сторонников, и
им даже не придется обращаться к
представительному органу за законным
одобрением. Стремящиеся к авторитарной
власти политики левого и правого толка
поддадутся соблазну захвата или
подчинения монетарной власти; МВФ стоит
взять на заметку последние примеры».
Но если центральный банк связан с
разделением властей в конституции и
является неизбранной властью, значит
ли это, что в случае падения банковского
дела оно потянет за собой государственную
власть? Готовы ли к этому общество и
государство?
Дилемма
«национализировать — не национализировать»
центральный банк отражает относительную
историческую молодость политики в
сравнении с экономикой и моралью. И дело
здесь не в возможности давать моральные
оценки, хотя, в итоге, определённая
политика, бывает, создаёт запрос на
справедливость, которую приходится
обеспечивать политически. Экономически
эта дилемма отражает неэквивалентность
обмена, т. е. когда обязательства
растягиваются во времени и/или обменивается
то, что не является сходным. Причём,
принуждение к такому характеру отношений
исторически оказалось закреплённым
конституционно упоминанием в основном
законе центрального банка. И вот, со
временем заполнив собой почти всё,
банковское дело становится чрезвычайно
рискованным не только для самого себя,
но и для государства и общества, а также
для окружающей природной среды, не
имеющей аналогов кредиту.
Но
если может быть неэквивалентный обмен,
то возможен и эквивалентный. Институты
могут возникнуть стихийно и вне
досягаемости регулятора. Если так,
центральному банку следовало бы избавить
конституцию об упоминании о себе и стать
лишь одним из институтов обмена —
исторически сложившимся, но переходящим.
Сделает ли это центральный банк
самостоятельно или посодействует
избранная власть — вопрос открытый.
Г-н
Такер завершает свою статью словами:
«...в
условиях независимости, следует
сосредоточиться на задаче сохранения
стабильности денежно-кредитной системы,
а не предлагать решения всех проблем
общества»
и
«Политики
руководствуются конъюнктурой, а в
тонкостях работы денежно-кредитных
учреждений мало кто разбирается.
Какие
бы неотложные меры сейчас ни принимались,
безусловно, очень правильные и важные,
стоит сохранить целостность наших
институтов в долгосрочной перспективе».
Но что делать, если кредит исторически
достиг своих планетарных пределов и в
результате деятельности центрального
банка обществу будет не до тонкостей
денежно-кредитной политики и сами
политики будут вынуждены выполнять
обещания?..
10.08.20.
*
Такер Пол. О независимости центральных
банков // Финансы и развитие: ежеквартальный
журнал Международного Валютного Фонда.
— Июнь 2020 года. — С. 44 — 47. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2020/06/pdf/fd0620r.pdf
(дата
обращения: 01.08.2020).